Сорта и классы дизельного топлива (дизеля)

Содержание
  1. Основные характеристики
  2. Классы дизельного топлива в зависимости от содержания серы
  3. Сорта дизельного топлива для регионов с умеренным и теплым климатом
  4. Основной химический состав ДТ
  5. Классификация ДТ в соответствии с техническим регламентом
  6. Согласно ГОСТу Р 52368-2005 дизельное топливо классифицируется по двум параметрам:
  7. Предельное содержание серы, отраженное в показателе «ВИД» топлива, а именно:
  8. вид I — содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг);
  9. вид II — содержание серы не более 50 ррМ (мг/кг);
  10. вид III с содержание серы менее 10 ррМ (мг/кг).
  11. Температура применения (климатическая зона, в которой дизельное топливо может применяться). Для умеренной климатической зоны дизельное топливо разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F.
  12. Термин «температура фильтруемости» также впервые введен новым ГОСТ Р 52368-2005 и обозначает ту температуру, ниже которой дизельное топливо не проходит с необходимой скоростью (расходом) через стандартный эталонный фильтр.
  13. Запреты на марки дизельного топлива
  14. Виды дизтоплива: параметры
  15. Летние марки
  16. Зимнее
  17. Арктическое
  18. Классификация дизельного топлива в России
  19. Использование дизельного топлива
  20. Насколько опасно дизельное топливо
  21. Основные характеристики дизельного топлива
  22. Цетановое число
  23. Плотность
  24. Кинематическая вязкость
  25. Температура вспышки в закрытом тигле
  26. Массовая доля серы
  27. Зольность
  28. Кислотность
  29. Предельная температура фильтруемости
  30. Экологические стандарты топлива
  31. Сфера применения дизельного топлива (солярки)
  32. Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости
  33. Для регионов с умеренным и теплым климатом
  34. Для регионов с холодным климатом
  35. Разница в цене на солярку
  36. Разница стоимости марок дизтоплива
  37. Формирование стоимости
  38. Технология производства дизельного топлива
  39. Классы дизельного топлива для регионов с суровым климатом
  40. Стандарты экологичности
  41. Евро 3
  42. Евро 4
  43. Евро 5
  44. Евро 6
  45. Как расшифровывается маркировка топлива?
  46. Был ли в СССР дизель?
  47. Дизтопливо и солярка — это ведь одно и то же?
  48. Маркировка дизельного топлива, принятая в рамках таможенного союза
  49. Характеристики современных марок ДТ

Основные характеристики

Дизельное топливо имеет следующие основные параметры.

  • Цетановое число. Эта основная характеристика определяет воспламеняемость топлива. Это зависит от времени, необходимого для зажигания дизельного топлива, попавшего в цилиндры. Чем больше цифра, тем меньше времени требуется на нагрев силового агрегата.
  • Вязкость. Это влияет на процессы перекачивания и впрыска, а также на характеристики смазки.
  • Плотность. От этого зависит эффективность и экономичность. Чем выше плотность, тем больше энергии вырабатывается при сгорании дизельного топлива.
  • Содержание серы. Чем больше соединений серы в составе топлива, тем быстрее разрушается топливная система, а также увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.
  • Предельная температура фильтруемости. Определяет, при каких условиях топливо загустевает настолько, что больше не может проходить через фильтры.

Дизельное топливо делится на классы и марки по двум последним характеристикам.

Классы дизельного топлива в зависимости от содержания серы

  • Класс К5 — не более 10 мг / кг.
  • Класс К4 — не более 50 мг / кг.
  • Класс К3 — не более 350 мг / кг.
  • Класс К2 — не более 500 мг / кг.

Сейчас в России разрешено производство и использование дизельного топлива класса не ниже К5.

Сорта дизельного топлива для регионов с умеренным и теплым климатом

В зависимости от предельной температуры фильтруемости дизельное топливо подразделяется на следующие марки:

F — -20 ° C

E — -15 ° C

D — -10 ° С

С — -5 ° С

В — 0 ° С

Лос-Анджелес — + 5 ° C

Эта классификация действует только в регионах с умеренным климатом.

Основной химический состав ДТ

Говоря о технических параметрах дизельного топлива, нельзя не упомянуть его химический состав. Не будем вдаваться в подробности, но поговорим об основных элементах, которыми питается дизельный двигатель.

Основным химическим составом дизельного топлива являются углеводороды:

  • парафиновые (алканы) — от 10 до 40 %;
  • нафтеновые (циклоалканы) — от 20 до 60 %;
  • ароматические (арены) — от 15 до 30%.

В дизельном топливе есть и другие компоненты: смолы, сера, механические примеси и даже вода. И каждый из этих компонентов разрешен ГОСТами в определенном количестве.

Состав дизеля, конечно, зависит от НПЗ. Однако не полностью. На это также влияют другие факторы, такие как месторождение нефти и присадки, используемые производителем дизельного топлива.

Топливо может отличаться по химическому составу, но показатели будут в пределах, допускаемых ГОСТом.

В результате на АЗС подается качественное дизельное топливо. Для водителя главное — заправить бак машины дизельным двигателем той марки, которая соответствует погодным условиям.

Классификация ДТ в соответствии с техническим регламентом

В 2005 году в связи с обязательствами государства по снижению нагрузки на окружающую среду выхлопными газами, а также необходимостью выполнения требований европейских заказчиков по экспортным поставкам, он был вынужден разработать новый стандарт на дизельное топливо в России.

ГОСТ Р 52368-2005 дублирует все требования европейского стандарта EN 590: 2004 (поэтому слово «EURO» и ссылка на «EN 590: 2004» обязательно должны присутствовать в обозначении дизеля, выпускаемого по ГОСТ Р. 52368-2005»).

Осенью 2009 года в Европе вступила в силу новая версия стандарта BS EN 590: 2009. Основное отличие от предыдущего стандарта — исключение дизельного топлива с содержанием серы 50 мг / кг. Поэтому в стандарте Евросоюза есть только одна норма содержания серы — не более 10 мг / кг.

В российском ГОСТ Р 52368-2005 норма содержания серы до 350 мг / кг действовала до 31 декабря 2011 г., а 50 мг / кг — до 31 декабря 2014 г. Дизельное топливо с содержанием серы 10 мг / кг kg не имеет ограниченной даты выпуска. Так, с 2012 года нефтеперерабатывающая промышленность производит дизельное топливо с содержанием серы 10 и 50 мг / кг.

Согласно ГОСТу Р 52368-2005 дизельное топливо классифицируется по двум параметрам:

Предельное содержание серы, отраженное в показателе «ВИД» топлива, а именно:

вид I — содержание серы не более 350 ррМ (мг/кг);

вид II — содержание серы не более 50 ррМ (мг/кг);

вид III с содержание серы менее 10 ррМ (мг/кг).

Температура применения (климатическая зона, в которой дизельное топливо может применяться). Для умеренной климатической зоны дизельное топливо разделяют по шести сортам: А,В,С,D,E,F.

Требования к топливу для умеренного климата

Название индикатора Разнообразие
А Б С Д И Ф
Ограничить температуру фильтруемости,

° С, не выше

+5 0 -5 -10 -15 -ветры

Для холодных климатических зон дизельное топливо условно делят на пять классов: 0, 1, 2, 3, 4.

Термин «температура фильтруемости» также впервые введен новым ГОСТ Р 52368-2005 и обозначает ту температуру, ниже которой дизельное топливо не проходит с необходимой скоростью (расходом) через стандартный эталонный фильтр.

Требования к топливу для холодного и арктического климата

Название индикатора Класс
0 один 2 3 4
Предельная температура фильтруемости, ° С, не выше -ветры -26 -32 -38 -44
Температура помутнения, ° С, не выше -10 -шестнадцать -22 -28 -34
Плотность при 15 ° С, кг / м 3 800-845 800-845 800-840 800-840 800-840
Кинематическая вязкость при 40 ° C, м2 мм / с 1,50–4,00 1,50–4,00 1,50–4,00 1,40–4,00 1,20–4,00
Цетановое число, не ниже 49,0 49,0 48,0 47,0 47,0
Цетановый индекс, не ниже 46,0 46,0 46,0 43,0 43,0
Фракционный состав:
До температуры 180 ° С,% (по объему), не более 10 10 10 10 10
До температуры 340 ° С,% (по объему), не более 95 95 95 95 95
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже +55 +55 +40 +30 +30

важно помнить: «СОРТИРОВАТЬ» или «КЛАСС» — это параметр температурной характеристики, а «ВИД» — это параметр содержания серы в дизельном топливе. Вот несколько примеров символа топлива и его расшифровки.

Пример 1. «ДТ Евро сорт F, ТИП II». Из этого обозначения мы узнаем, что дизельное топливо предназначено для зоны умеренного климата (марка F) — зимняя марка, а содержание серы в этом топливе не превышает 50 ppm (мг / кг).

Пример 2. «Евродизель 2 класса, тип I». Слово «КЛАСС» означает, что это топливо предназначено для холодного и арктического климата. Класс «2» означает, что предельная температура фильтруемости составляет минус -32 ° C. Тип I означает, что содержание серы не превышает 350 ppm (мг / кг).

Сезонное использование дизельного топлива в регионах РФ в соответствии с требованиями предельной температуры фильтруемости

Центральный федеральный округ Использование дизельного топлива исходя из предельной температуры фильтруемости
лето весенне-осенние переходные периоды зимний период
оценка отлично класс B класс C класс D класс E оценка F и оценка 0 класс 1 2 класс 3 класс 4 класс
не выше +5 ° С не выше 0 ° С не выше

-5 ° С

не выше -10 ° С не выше -15 ° С не выше

-20 ° С

не выше

-26 ° С

не выше -32 ° С не выше -38 ° С не выше -44 ° С
Белгородская обл С 15 апреля по 15 октября (6 месяцев)← С 15 марта по 15 апреля (1 месяц) / с 15 октября по 15 ноября (1 месяц) С 15 ноября по 15 марта (4 месяца)→
Брянская обл С 1 мая по 30 сентября (5 месяцев) С 1 по 30 апреля (1 месяц) / с 1 по 31 октября (1 месяц) С 1 ноября по 31 марта (5 месяцев)
Воронежская обл С 1 мая по 30 сентября (5 месяцев) С 1 по 30 апреля (1 месяц) / с 1 по 31 октября (1 месяц) С 1 ноября по 31 марта (5 месяцев)
Курская обл С 1 мая по 30 сентября (5 месяцев)← С 1 по 30 апреля (1 месяц) / с 1 по 31 октября (1 месяц) С 1 ноября по 31 марта (5 месяцев)
Липецкая обл С 1 мая по 30 сентября (5 месяцев)→ С 1 по 30 апреля (1 месяц) / с 1 по 31 октября (1 месяц) С 1 ноября по 31 марта (5 месяцев)
Орельский район С 1 мая по 30 сентября (5 месяцев)→ С 1 по 30 апреля (1 месяц) / с 1 по 31 октября (1 месяц) С 1 ноября по 31 марта (5 месяцев)

Знаки → и ← указывают на то, что рекомендуется использовать топливо другого сорта или класса в случае постоянно низких или высоких среднесуточных температур в данном районе.

В зависимости от климатических условий можно изменить количество дней весеннего и осеннего переходных периодов на зимнее или летнее по согласованию местной администрации с региональными службами Гидрометцентра.

Требования к дизельному топливу по ГОСТ Р 52368-2005 (EN 590: 2009) следующие:

Название индикатора Смысл
1. Цетановое число, не ниже 51,0
2. Цетановый индекс, не ниже 46,0
3. Плотность при 15 ° С, кг / м3 820–845
4. Полициклические ароматические углеводороды,% (мас.), Не более 8.0
5. Содержание серы в топливе, мг / кг, не более:
посмотри на меня 350,0
вид II 50,0
вид III 10.0
6. Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не выше 55
7. Коксовая емкость 10% кубового остатка,% (мас.), Не более 0,30
8. Зольность,% (мас.), Не более 0,01
9. Содержание воды, мг / кг, не более 200
10. Общее загрязнение, мг / кг, не более 24
11. Коррозия медной пластины (3 ч при 50 ° C) 6), ед. Шкалы 1 класс
12. Окислительная стабильность: общее количество осадка, г / см3, не более 25
13. Смазка: правильный диаметр пятна износа при 60 ° С, мкм, не более 460
14. Кинематическая вязкость при 40 ° C, м2 мм / сек 2,00–4,50
15. Фракционный состав:
при температуре 250 ° С,% (по объему), не более 65
при температуре 350 ° С,% (по объему), не ниже 85
95% (по объему) перегоняется при температуре, ° С, не выше 360
16. Содержание метиловых эфиров жирных кислот,% (об.), Не более 7.0

Запреты на марки дизельного топлива

С 2014 года дизель К2 запрещен в России. Его производство, эксплуатация, попытки ввоза из-за границы преследуются по закону. С января 2015 года введен запрет на использование ГСМ класса К3 в автомобильной промышленности. С января 2021 года автомобилистам предписано перейти на топливо класса К5.

Производство горюче-смазочных материалов осуществляется по ГОСТ Р 52368-2005. Настоящий стандарт не ограничивает производителей в количестве выпускаемой продукции, не устанавливает ограничений на продажу, покупку, использование топлива.

Нормы производства зимнего дизельного топлива методом выжигания вяжущих регулируются ГОСТ Р 55475-2013. Этот стандарт свободен от ограничений на количество производимых, продаваемых и используемых продуктов. Обязательно соблюдение только маркировки и допустимого уровня примесей серы.

Дизельное топливо, выпущенное на территории России, должно соответствовать техническому паспорту, который сопровождает каждую партию товара. За разбавление дизельного топлива и подделку ГСМ предусмотрена административная ответственность, реже — уголовная.

Виды дизтоплива: параметры

Часто водители или операторы техники забывают о таком недостатке дизельного топлива, как способность загустевать даже на небольшом морозе. Поэтому возникают ситуации, когда двигатель не запускается, и решать проблему приходится путем разогрева топливных баков открытым огнем, что довольно опасно. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо заранее и правильно приобрести подходящую марку дизельного топлива, в зависимости от погодных условий, и знать его характеристики. Ниже мы рассмотрим характеристики дизельного топлива для его классов.

Летние марки

Особенностью ДТЛ является сохранение состояния рабочей жидкости необходимой плотности при t ° = 0 и более градусов. Основные параметры летнего дизельного двигателя следующие:

  • цетановое число — более 51 единицы при температуре использования до 45 ° С окружающего воздуха;
  • плотность — 845-865 кг / м3 при использовании 20-25;
  • вязкость — 4-6,1 м2 мм / насыщ ° = 19-25;
  • порог замерзания — -10 ° С.

Однако следует учитывать, что в реальности, несмотря на то, что двигатель работает при незначительных температурах ниже «нуля», летние дизельные марки уже теряют свои характеристики.

К недостаткам летнего дизельного топлива можно отнести повышенную способность к образованию конденсата, вода внутри топливного бака отслаивается и скапливается на дне. Сбои в работе ДВС происходят по большей части именно из-за водяных пробок, блокирующих ТНВД. Некоторые водители, во избежание проблем с образовавшимся забором воды, помещают всасывающую трубку в бачок немного выше и время от времени откручивают пробку на дне для слива конденсата. Специалисты рекомендуют водителям задолго до наступления холодов полностью слить летнее дизельное топливо и даже при умеренных температурах начать использовать качественные зимние сорта.

Зимнее

ДТЗ — самый популярный вид топлива в России, на средней полосе в основном используется в любое время года. Нижний предел промерзания ДТЗ — минус 30. Однако для полярных регионов зимой рисковать, используя этот вид дизельного топлива, не приходится. Основные характеристики зимнего топлива следующие:

  • цетановое число — 48 единиц при t от минус 30 ° С окружающего воздуха;
  • плотность — 825-845 кг / м3 при использовании от -30 до +15;
  • вязкость — от 1,8 до 5,1 м2 мм / с максимум при t от -20 до +15.

Параметры вязкости для ДТЗ здесь имеют более широкий диапазон за счет использования его не только в мороз, но и при положительных весенне-осенних температурах.

Арктическое

ДТА — незаменимое топливо в регионах, где температура окружающей среды часто опускается ниже тридцати. Этот дизельный двигатель способен выдерживать даже зимние антарктические условия, а со специальными присадками может сохранять рабочие свойства при температуре минус 55 ° С. Характерные показатели арктического топлива следующие:

  • цетановое число — 40 единиц при t использования от -30;
  • плотность — 760-820 кг / м3 при использовании от -30 до 0;
  • вязкость — от 1,45 до 4,6 ммк / с максимальная при -30 — 0 ° С.

Указанные параметры не приводятся для положительных температур, так как этот вид топлива нецелесообразно использовать в двигателях с температурой выше нуля как по свойствам, так и по цене.

Классификация дизельного топлива в России

В Советском Союзе, а затем и в России дизельное топливо делили на три степени: летнее, зимнее и арктическое. Изготовлен по ГОСТ 305-82. Несмотря на то, что стандарт уже устарел, многие пользователи до сих пор используют эту терминологию и обозначения. Летнее топливо предназначено для использования при температуре выше 0 ° С, зимнее топливо — в холодное время года, но не ниже -20 ° С, арктическое — до -50 ° С. При маркировке марки указать количество серы, точка вспышки или точка замерзания (для хладостойких сортов).

С 2005 года Российская Федерация начала переходить на европейские стандарты, и была введена спецификация EN 590 с ограничением содержания серы. По российскому аналогу в евродизеле его количество должно быть:

  • в форме I — до 350 мг / кг;
  • в форме II — до 50 мг / кг;
  • в форме III — до 10 мг / кг.

дизельное топливо евро 5
дизельное топливо евро

Новый российский стандарт не учитывает климатические условия использования дизельного топлива Euro, а классифицирует его по градусам с предельной температурой фильтруемости. Для теплого времени года подходят марки А и В с предельной температурой +5 и 0 ° С соответственно. Дизельное топливо стандарта Euro C можно использовать при температуре до -5 ° C, это лучший вариант для низкого сезона или регионов с мягким климатом. Для холодного сезона поставляются градусы D, E и F с максимальной температурой -10, -15 и -20 ° C. Все эти марки предназначены для использования в теплом и умеренном климате и для более суровых условий эксплуатации являются дизельным продуктом класса Евро 5 (от 0 до 4) с максимальной температурой от -20 до -44 ° С.

Использование дизельного топлива

Морские и речные суда, тепловозы, военная и сельскохозяйственная техника, грузовики — почти весь тяжелый транспорт приводится в движение дизельными двигателями.

Расход дизельного топлива

В последние десятилетия легковой автомобиль с дизельным двигателем стал популярным в развитых странах Европы. У дизельного двигателя расход топлива на 40% ниже, а тяговое усилие, мощность, проходимость и безопасность выхлопных газов выше, чем у бензинового двигателя.

Работает на дизельном топливе

Дизельное топливо экономично в эксплуатации и стоимости. Применяется в дизель-генераторах стационарных и мобильных электростанций, в котлах автономных систем отопления.

Дизельное топливо, обычно называемое просто дизельным топливом, представляет собой остаточное дизельное топливо с высокой вязкостью и температурой кипения до 400 ° C. Этот вид топлива используется для тихоходных двигателей морского и железнодорожного транспорта, тракторов. Кроме того, в кожевенной промышленности кожу пропитывают солярием. Дизельное топливо входит в состав смазочно-охлаждающей жидкости для резки металла и закалочной жидкости для термической обработки.

Насколько опасно дизельное топливо

Не менее важен вопрос, к какому классу опасности относится дизельное топливо. В соответствии с п.7.1 ГОСТ 305-2013 дизельное топливо является малоопасной и малотоксичной жидкостью. По степени воздействия на организм человека согласно ГОСТ 12.1.007 относится к 4 классу опасности. В Списке УНН дизель имеет номер 1202. Транспортировка должна осуществляться в соответствии с правилами перевозки опасных грузов (ADR).

Основные характеристики дизельного топлива

Теперь ответим на вопрос, в чем характеристика дизельного топлива. Основные параметры топлива:

  • цетановое число;
  • плотность;
  • вязкость;
  • точка возгорания;
  • массовая доля серы;
  • зольность;
  • кислотность;
  • содержание воды;
  • предельная температура фильтруемости.

Цетановое число

Если для бензина основной характеристикой является октановое число, то для дизеля — цетановое число. В бензиновом двигателе воспламенение происходит от искры, а в дизельном — от сжатия. Оба числа отражают скорость воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. Проще говоря, это время задержки между поступлением смеси в цилиндры и воспламенением от сжатия.

Цетановое число колеблется в пределах 40-55, оптимальное значение — 48-51, а минимальное, рекомендованное в соответствии с п. 5.2 ГОСТ 305-2013 для всех марок, — 45. Если значение меньше 40, топливо считается годным быть некачественного. В этом случае двигатель будет работать нестабильно, что проявится в падении мощности и детонации. Повышение цетанового числа — тоже не норма. На уровне выше 60 воздушно-топливная смесь просто не успевает сгореть в цилиндрах, что приводит к увеличению расхода и увеличению выхлопных газов.

В Европе цетановое число должно быть не менее 54-56, а в России нормы менее жесткие, разрешают использование топлива с числом 45 (для зимнего дизеля). Методика испытаний для определения показателя должна соответствовать требованиям ГОСТ 32508-2013.

Как цетановое число определяет степень воспламеняемости
Как цетановое число определяет степень воспламеняемости

Плотность

Плотномер определяет количество топлива в генераторе. При достаточной плотности топливо способствует большему выделению тепловой энергии. Стандартные значения для дизельного топлива при 15 ° C не превышают:

  • 863,4 кг / м3 — для дизельного топлива летнего и межсезонья;
  • 843,4 кг / м3 — на зиму;
  • 833,5 кг / м3 — для Арктики.

Кинематическая вязкость

Под вязкостью понимается способность топлива сопротивляться перемещению одного слоя относительно другого. Технические данные обычно указывают кинематическую вязкость. Это зависит от того, насколько эффективным будет распыление топлива. Если вязкость превышает установленную скорость, топливо будет распыляться плохо. В результате повышается риск преждевременного износа и повышенного истирания деталей.

Значения вязкости при 20 ° С для различных видов дизельного топлива по ГОСТ 305-2013:

  • 3-6 мм2 / с — для лета и низкого сезона;
  • 1,8-5 мм2 / с — на зиму;
  • 1,5-4 мм2 / с — для арк.

Температура вспышки в закрытом тигле

Безопасное использование дизельного топлива определяется температурой вспышки. В соответствии с ГОСТ 305-2013 он ограничен следующими значениями:

  • Для дизельных двигателей общего назначения — 40 ° C для всех видов дизельного топлива.
  • Для дизельных, судовых и газотурбинных двигателей — 62 ° C для летнего и межсезонного дизельного топлива, 40 ° C для зимы, 35 ° C для арктики.

Массовая доля серы

В настоящее время строго нормировано содержание серы в различных типах нефтепродуктов. Это связано с усилением борьбы за окружающую среду. Сера вредна для окружающей среды, а также приводит к образованию коррозии, повышенному нагару и износу внутренних элементов двигателя и топливной системы.

Массовая доля соединений серы ограничена 2000 мг / кг. Но при производстве дизельного топлива необходимо учитывать, что при слишком низком уровне серы топливо теряет свои смазывающие свойства. В этом случае в топливную композицию необходимо добавлять специальные смазочные присадки.

Зольность

При сжигании топлива образуется зола, содержащая минералы. Попадая в точки между трущимися деталями, он вызывает повышенный износ. Кварц представляет особую опасность, приводя к абразивному износу прецизионных элементов топливного насоса и форсунок. По этой причине содержание золы также ограничено. Для дизельного топлива не более 0,01%.

Кислотность

Согласно ГОСТ 305-2013 кислотность КОН на 100 см3 не более 5 мг. Это важно, потому что кислоты могут вызывать коррозию деталей двигателя и топливной системы. Подобный процесс вызывают минеральные кислоты и щелочи, используемые при производстве дизельного топлива. Их невозможно удалить полностью, поэтому количество таких веществ ограничено.

Предельная температура фильтруемости

Предельная температура фильтруемости определяется по ГОСТ 22254-92 и ГОСТ EN 116-2013. По ГОСТ 305-2013 показатель составляет:

  • не выше -5 ° С — для летнего бренда;
  • не выше -15 ° С — в низкий сезон;
  • не выше -25 ° С (по ГОСТ 22254-92) и -35 ° С (по ГОСТ EN 116-2013) — для зимы;
  • не выше -45 ° С — для Арктики.

Как определяется предельная температура фильтруемости
Как определяется предельная температура фильтруемости

Для регионов с умеренным климатом установлена ​​классификация дизельного топлива по степеням с разными предельными температурами фильтруемости:

  • А (+ 5 ° С),
  • В (0 ° С),
  • С (-5 ° С),
  • D (-10 ° С),
  • E (-15 ° C),
  • F (-20 ° C).

Итак, о дизельном топливе F и о том, что это такое, можно сказать, что это топливо с максимальной температурой фильтруемости -20 ° C. Летние марки включают A, B, C, D и марки межсезонья E и F.

Для зон с холодным климатом топливо делится на другие классы, различающиеся температурой помутнения и максимальной температурой фильтруемости. Классы 0-3 относятся к зимним сортам, 4 — к арктическим.

Индикатор / Класс 0 один 2 3 4
Предельная температура фильтруемости, ° С, не выше -ветры -26 -32 -38 -44
Температура помутнения, ° С, не выше -10 -шестнадцать -22 -28 -34

Экологические стандарты топлива

Страны Европы и Таможенного союза при определении уровня экологической безопасности ГСМ руководствуются стандартом Евро 6. Он содержит большое количество требований по концентрации различных веществ в выхлопных газах автомобилей. Основные из них:

  • Оксидов азота должно быть не более 0,4 г / кВт * ч. Предыдущий стандарт Евро 5 устанавливал тариф 2 г / кВтч.
  • Твердые частицы, концентрация не должна превышать 0,01 г / кВт * ч, для Евро 5 стандарт был установлен на 0,02 г / кВт * ч.
  • Остаточные углеводороды в выхлопных газах могут присутствовать в концентрациях, не превышающих 0,13 г / кВтч по сравнению с предыдущими 0,46 г / кВтч.

Современные виды дизельного топлива отечественных производителей должны соответствовать стандартам, введенным Евро 5. Соответствие Евро 6 в России пока не требуется, но в будущем страны таможенного союза планируют перейти на рамки, установленные этот стандарт.

Вне зависимости от типа маркировки (европейская, российская или разработанная для стран ТС) она отражает ключевые параметры дизельного топлива: концентрацию серы и температуру фильтрации. Они важнее других параметров, так как уровень серы в топливе ограничен нормативными документами (ГОСТ, Евро-5, Евро-6). Второй показатель определяет, заводится ли машина в холодную погоду. Остальные характеристики дизельного топлива — состав, плотность, смазывающая способность и др. отражены в прилагаемом паспорте качества.

Сфера применения дизельного топлива (солярки)

Дизельное топливо широко используется для заправки различных видов транспорта:

  • железная дорога;
  • автомобильный сектор;
  • вода.

Дешевый нефтепродукт также используется для обслуживания военной, сельскохозяйственной техники и спецтехники. Его добавляют в различные составы для смазочных и охлаждающих агрегатов. Кроме того, вещество смешивают с закалочными растворами, которые используются при термической и механической обработке металлов. Остаточное дизельное топливо также используется для заправки оборудования в котлах.

Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости

В Европе летнее топливо делится на ступени, обозначаемые первыми буквами английского алфавита — от А до F. Классы 5, прописываются цифрами 0-4.

Для регионов с умеренным и теплым климатом

Было определено шесть типов дизельного топлива для использования в умеренном и теплом климате; различаются на 5 ° C.Пределы температуры окружающей среды, разрешенные для эксплуатации:

  • 5 ° С — для марки А.
  • 0 ° С — Б.
  • -5 ° С — С;
  • -10 ° С — Д;
  • -15 ° С — В;
  • -20 ° C — F.

Тип топлива влияет не только на его пригодность для эксплуатации при заданной температуре, но и на его цену. В разновидностях, где предусмотрена возможность эксплуатации при низких отрицательных температурах, есть дополнительные присадки, которые приводят к удорожанию дизельного топлива.

Для регионов с холодным климатом

Для дизельного топлива и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации в регионах с холодным климатом, в арктических условиях предусмотрено разделение на 5 классов. В то же время класс 0, созданный для работы при -20 ° C и выше, по свойствам аналогичен классу F. Остальные имеют следующие пределы температуры окружающей среды:

  • класс 1 (-26 ° C).
  • 2 (-32 ° С).
  • 3 (-38 ° С).
  • 4 (-44 ° С).

Топливо более высокого качества требует более высоких производственных затрат, чем 0 и 1, поэтому оно более дорогое.

Разница в цене на солярку

Виды дизельного топлива

DTL стоит до 20% меньше зимнего дизельного топлива и до 30% по сравнению с DTA. Заправка топливом летом при температуре ниже допустимой запрещена. Такое топливо быстро густеет и парафинируется, что может вывести из строя топливную аппаратуру дизельного двигателя внутреннего сгорания. Летом можно использовать зимний или арктический дизельный двигатель, но в этом случае эффективность двигателя снижается, а токсичность выхлопных газов увеличивается. Также стоит учесть разницу в цене ДТЛ и ДТЗ.

Дизельное топливо отличается в цене не только особенностями производства. Кроме того, на стоимость марок ДТ влияют пакеты различных присадок и добавок, используемых для улучшения эксплуатационных и сезонных эксплуатационных свойств.

Эти присадки позволяют дополнительно снизить температуру застывания дизельного топлива, повысить цетановое число, снизить токсичность выхлопных газов при сгорании и т.д. Добавление так называемых противоизносных присадок улучшает смазку и увеличивает срок службы двигатель.дизель, а также ТНВД и другие элементы топливной аппаратуры.

Разница стоимости марок дизтоплива

Арктическое дизельное топливо по сравнению с летним дизельным топливом стоит на 20% больше и на 30% дороже зимнего дизельного топлива. Летнее топливо нельзя использовать при температуре ниже допустимой. Состав дизельного топлива мгновенно густеет и парафинится, топливный насос ДВС просто не будет работать, а иногда может просто выйти из строя, после чего потребуется дорогостоящий ремонт. Тем не менее, DTZ, DTA можно использовать непродолжительное время летом, если на данный момент нет возможности использовать летнее топливо. При положительных температурах зимние марки ДТ негативно влияют на двигатель — появляется детонация, снижается мощность, повышается токсичность выхлопных газов.

Различия в стоимости различных типов дизельного топлива также объясняются затратами на их производство, наличием пакетов присадок и присадок для двигателей, необходимых для улучшения характеристик дизеля по сезонам. Каждая конкретная присадка может повышать цетановое число, понижать температуру застывания, умеренную токсичность и увеличивать смазочные свойства и срок службы элементов топливного насоса и ДВС в целом.

Формирование стоимости

Самый дешевый вариант — летняя солярка, зимняя солярка будет стоить на двадцать процентов дороже, а за арктическую придется заплатить около тридцати процентов. Если, пытаясь сэкономить, пользователь использует летнее топливо для дозаправки двигателя в холодное время года, он может серьезно повредить механизм. При низких температурах такой продукт быстро загустевает и покрывается воском, что негативно сказывается на работе двигателя и системы в целом. Летом разрешено использовать зимнее и арктическое дизельное топливо, но это экономически нецелесообразно.

Цена на продукт зависит от характера его изготовления и наличия в составе различных присадок и присадок, улучшающих характеристики дизельного топлива. Эти добавки могут снизить температуру загустевания, минимизировать токсичные выбросы, повысить цетановое число и улучшить характеристики двигателя и всего механизма.

Топливные баки

Технология производства дизельного топлива

Дизельное топливо представляет собой вязкую жидкость, цвет которой зависит от количества смол в составе. Оттенок может варьироваться от желтого до светло-коричневого. Топливо получают путем перегонки масла. Сырье нагревают до необходимой температуры и уваривают некоторые фракции, не только дизельные.

Дизельное топливо состоит в основном из газойлевой и керосиновой фракций. Для них характерны высокие температуры кипения — 180-360 ° С. Для каждой марки дизельного топлива устанавливаются значения температуры кипения:

  • 50% перегоняется при температуре не выше 280 ° С для летних, межсезонных и зимних марок, не выше 255 ° С — для арктических;
  • 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 ° C для всех марок дизельного топлива.

Указанные температуры характеризуют фракционный состав дизельного топлива, установленный п. 5.2 ГОСТ 305-2013. Фракции определяют в соответствии с ГОСТ ISO 3405-2013. Температура перегонки не может быть ниже 200 ° C и выше 360 ° C. Важно знать фракционный состав, так как он помогает определить, насколько хорошо будет гореть топливо, какова будет токсичность выхлопных газов и степень дыма.

Завод по производству дизельного топлива
Завод по производству дизельного топлива

Если говорить о том, как получается дизельное топливо, можно выделить следующие основные этапы:

  • В ректификационных колоннах масло разделяется на несколько фракций: бензин, керосин, дизельное топливо и мазут. Колонны — это устройства для разделения жидких смесей, компоненты которых кипятят при разных температурах.
  • Дизельную фракцию рециркулируют для получения желаемого химического состава и углеводородной структуры. С помощью каталитического (высокотемпературного) или гидрокрекинга топливо очищается от избытка серы.
  • Фракции первой очереди совмещены с прошедшими гидроочистку, что позволяет соответствовать требованиям ГОСТ. В высококлассное дизельное топливо также вводятся депрессивные и противодымные присадки.

Как работают ректификационные колонны
Как работают ректификационные колонны

Здесь нужно сказать, что такое гидродизельное топливо. Это гомогенизированная (гомогенная) водно-топливная эмульсия (WFE), использование которой помогает снизить выбросы вредных веществ NO и CO и повысить эффективность сгорания топлива.

Классы дизельного топлива для регионов с суровым климатом

В регионах с холодным климатом используется другая классификация топлива.

  • 0 градусов. Температура фильтруемости — не ниже -20 ° С. Температура помутнения — -10 ° С.
  • 1 класс. Температура фильтруемости — не ниже -26 ° С. Температура помутнения — -16 ° С.
  • сорт 2. Температура фильтруемости — не ниже -32 ° С. Температура помутнения — -22 ° С.
  • уровень 3. Температура фильтруемости — не ниже -38 ° С. Температура помутнения — -28 ° С.
  • 4-я степень. Температура фильтруемости — не ниже -44 ° С. Температура помутнения — -34 ° С.

Для использования зимой лучше всего подходит дизельное топливо 1 и 2 классов. Остальные характеристики топлива представлены в таблице ниже.

Характеристики дизельного топлива Класс дизельного топлива
0 один 2 3 4
Температура вспышки в тигле + 55 ° С + 55 ° С +40 ° С + 30 ° С + 30 ° С
Цетановый индекс 46 46 46 43 год 43 год
Цетановое число 49 49 48 47 47
Вязкость при 40 ° C 1,5-4 мм2 / с 1,5-4 мм2 / с 1,5-4 мм2 / с 1,4-4 мм2 / с 1,2-4 мм2 / с
Плотность при 15 ° C 800-845 кг / м3 800-845 кг / м3 800-840 кг / м3 800-840 кг / м3 800-840 кг / м3
Фракционный состав
До 340 ° C 95 % 95 % 95 % 95 % 95 %
До 180 ° C 10 % 10 % 10 % 10 % 10 %

Стандарты экологичности

Евро 3

Несмотря на инновационность разработки, этот дизельный стандарт уже устарел, он был актуален в странах Евросоюза до 2006 года. С тех пор третий стандарт постепенно снимали с производства. Международные организации ввели и утвердили новые требования, из-за которых стандарт Евро 3 больше не соответствует улучшенным стандартам.

Евро 4

Этот стандарт постепенно заменил Евро 3 с 2005 года. Все автомобили, ввозимые на территорию России с 2013 года, должны соответствовать этому стандарту, за исключением автомобилей, выпущенных до 2012 года, для которых требования стандарта Евро 3 все еще могут запрещать эксплуатация автомобилей с двигателями экологических норм ниже Евро 4.

Евро 5

Этот стандарт введен с 2009 года. Он является обязательным для всех транспортных средств, производимых мировой промышленностью с 2010 года. Этот стандарт также был внедрен в Российской Федерации как в отечественной автомобильной промышленности, так и в отношении автомобилей, импортируемых из-за границы.

Евро 6

Осенью 2015 года в странах ЕС был введен новый стандарт Euro 6. Он включает в себя капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания с новой системой рециркуляции выхлопных газов EGR, системой отбора газа SCR и сажевыми фильтрами. Использование дополнительных катализаторов и химических добавок в модернизированных двигателях позволяет более эффективно нейтрализовать вредные выбросы; в канализации присутствует только вода и безвредные газы.

В Российской Федерации этот стандарт до сих пор не действует в связи с необходимостью реструктуризации производства автомобильной промышленности и нефтеперерабатывающих заводов. Однако сейчас действуют стандарты Евро-5.

таблица классов дизельного топлива

Содержание вредных веществ в экологических классах

Как расшифровывается маркировка топлива?

В 2011 году новый стандарт и маркировка стали использоваться в рамках Технического регламента Таможенного союза. Штамп состоит из 3 групп буквенных и цифровых символов, разделенных дефисом. Они означают:

  • ДТ — дизельное топливо стандарта Евро-5 для автомобильных двигателей;
  • климатические условия: L — лето, E — межсезонье при -15 ° C, W — зима при -20 ° C, A — арктическое при -38 ° C;
  • экологический класс по содержанию серы: К2 — не более 500 мг / кг, К3 — до 350 мг / кг, К4 — до 50 мг / кг, К5 — до 10 мг / кг.

Например, маркировка DT-Z-K4 обозначает зимнее топливо экологического класса К4. Дизельное топливо классов Евро-5 К3-К5 по содержанию серы соответствует топливу по ГОСТ типам I-III.

Согласно российскому законодательству, с 2016 года в нашей стране производится и реализуется продукция с содержанием серы не ниже класса К5.

Был ли в СССР дизель?

Так что дизель считался чем-то промышленным, не предназначенным для автовладельцев. На бензоколонках дизель частникам не продавали, но больших проблем в этом не было, так как такие машины отсутствовали как класс. Но были и исключения. За рубежом появились отдельные Волга и Москвичи с дизелями Perkins, Rover и Indenor-Peugeot, которые импортеры устанавливали самостоятельно. С 1968 года Инденор мощностью 68 л.с устанавливался на ГАЗ-21, а затем на ГАЗ-24. Небольшое количество дизельных автомобилей ГАЗ-24 разными путями попало в СССР, где вызвало ажиотаж. Почему-то не возникало вопросов, где взять солярку…

Дизтопливо и солярка — это ведь одно и то же?

солярку называть дизельным топливом неправильно, хотя этот термин прижился в разговорной речи. Дело в том, что в дизельном топливе есть не только дизельные фракции, но есть еще дизельная и керосиновая фракции. А названия «солнечный» или «газойль» происходят от немецкого Solaröl — «солнечное масло»: так когда-то называли более тяжелую фракцию желтоватого оттенка, образовавшуюся при перегонке масла. Сегодня дизельное топливо — это отдельный вид топлива, используется только в тракторах, в автомобиле оно не используется.

Маркировка дизельного топлива, принятая в рамках таможенного союза

Разметка состоит из трех групп символов, расположенных в определенной последовательности.

  1. Буквы, обозначающие вид топлива, — «ДТ».
  2. Буквы, определяющие климатические условия использования: «А» — дизельное топливо арктическое; «Z» — зима; «Е» — вне сезона; «Лето.
  3. Символы, обозначающие уровень сернистых соединений (К1 — К5).

Например, ДТ-Л-К2 — летнее топливо 2-го экологического класса.

Характеристики современных марок ДТ

Для придания топливу морозостойкости применяют 2 вида обработки:

  • Добавление специальных присадок, минерального моторного масла.
  • Удаление парафинов из летнего топлива, изначально находящихся в топливе, делает его непригодным для использования при низких температурах.

Как получить зимнее топливо указано в сопроводительной документации. В нем также перечислены примеси, указаны допустимые цвета. Если есть красители для отличия компании, это указывается в паспорте продукта; при маркировке эти характеристики не указываются.

Оцените статью
Блог про топливо