- Вертикально интегрированные компании и независимая розница
- Критерии выбора кандидатов
- Топ-10 лучших автозаправок в России
- МТК
- Фаэтон Aero
- ТНК
- BP (British Petroleum)
- Роснефть
- Татнефть
- Shell
- Трасса
- Газпромнефть
- Как качество бензина влияет на двигатель
- Топливо и его качество
- Понятие о качестве бензина
- Насколько выгодно владеть АЗС сейчас?
- Советы по определению лучшей заправки
- Что выбрать рядовому клиенту?
- Таблица с рейтингом лучших АЗС по качеству бензина
- Способы определения качественного топлива
- Способ №1: Проверка цвета
- Способ №2: Проверка на разбавленность водой
- Способ №3: Проверка на наличие смол и масла
- Критерии определения качества заправок
- Экологический класс
- Октановое число
- Качество обслуживания
- Ценовая политика
- Соответствие оплаченного и фактического объема топлива
- Как проверить качество бензина в домашних условиях
- Цвет
- Разбавленность водой
- Эксклюзивные комментарии экспертов издания «Банки Сегодня» по теме статьи
- «Качество бензина на АЗС крупнейших нефтегазовых компаний и независимых поставщиков может разнится в силу ряда причин»
Вертикально интегрированные компании и независимая розница
Рынок АЗС в России имеет необычную структуру. Из 29 000 АЗС к 2020 г лидировала Роснефть с 3 000 АЗС, Лукойл с 2,5 000 АЗС и Газпромнефть с 1,4 000.
В глобальном масштабе весь рынок разделен между вертикально интегрированными компаниями (у них около 7000 СТО) и независимыми ритейлерами (у них около 15-16000 СТО). В то же время по выручке картина прямо противоположная: 60% топлива продают крупные компании. Почему это происходит? Это касается структуры нефтяного бизнеса в России:
- вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) — это компании, сконцентрировавшие в себе весь производственный цикл. Другими словами, «Роснефть» сама добывает нефть, перерабатывает ее на НПЗ и продает через свои АЗС;
- независимая розница — только операторы АЗС, закупающие топливо наливом у производителей (по сути, у самих вертикально интегрированных нефтяных компаний).
Следовательно, у крупных нефтяных компаний есть определенное преимущество, поскольку они могут влиять на цену нефтепродуктов в широком диапазоне (например, снижая премию на каждом этапе производства, они могут сделать работу АЗС прибыльной). Самостоятельная розница вынуждена покупать горючее по рыночным ценам и пытаться конкурировать с ВИНК по розничным ценам и каким-то образом получать прибыль.
Потребители, видя более-менее похожие цены на АЗС большой сети и на АЗС небольшой местной компании, скорее всего сделают выбор в пользу ВИНК — к тому же они традиционно предлагают более высокие стандарты обслуживания, привлекательную лояльность программ, а еще на таких СТО продается продукция нефтяных компаний (те же моторные масла).
Независимые сети, несмотря на двукратное численное превосходство, вынуждены довольствоваться теми клиентами, которые по каким-то причинам не могут поехать на брендовые АЗС: это могут быть АЗС на дорогах с малой проходимостью, в сельской местности или, например, в регионах, подвергшихся санкциям.
Критерии выбора кандидатов
Для выбора АЗС и определения лучших АЗС по качеству предлагаемого в России бензина к кандидатам были предъявлены несколько ключевых требований.
Единственный способ подтвердить качество или обмануть СТО — это проверить образцы в специализированных лабораториях. Выводы послужат убедительным доказательством в суде. Есть и самодельные способы проверки. Но их нельзя рассматривать как доказательства. Это скорее вариант для личного убеждения, что вы выбрали правильную заправку.
Что касается критериев отбора, позволяющих определить лучшие СТО в России, а также выделить своих фаворитов по качеству бензина, то они были следующие.
- Экологический класс. Для проверки экологичности обратите внимание на наличие сертификатов Евро-5 или Евро-4. Евро-5 выдают только тем, кто строго придерживается стандартов чистоты нефтепродуктов. Кроме того, показателем экологической совместимости являются соответствующие награды, например, экологические знаки качества. У Лукойла похожие результаты. При покупке топлива нужно смотреть, какой экологический класс указан. Если его нет, покупать топливо здесь не рекомендуется. Допускается использование грязного бензина 1-2 класса.
- Октановое число. Выбирая бензин, нужно смотреть не на цены, а на рекомендации автопроизводителя. Некоторые позволяют использовать топливо с другим октановым числом. Другие строго ограничивают диапазон октанового числа. Вне лаборатории невозможно проверить соответствие октанового числа. Поэтому образцы были взяты у всех кандидатов на исследования. Те, кому удалось стать одним из лидеров, подтвердили правильность указанного в описании товара октанового числа на АЗС.
- Услуга. Еще одна оценка АЗС, расположенных по всей России, проводилась с учетом качества обслуживания на АЗС. Достаточно простой показатель с точки зрения оценки. Но у каждого покупателя складывается собственное мнение. Поэтому здесь уже проводился опрос, учтены комментарии и отзывы. Качество обслуживания определяется добротой, отзывчивостью, оперативностью работы, уважением прав потребителей и т.д. Также важно, чтобы на заправке все работало, не было задержек в обслуживании. Уровень комфорта также играет роль. Настоятельно приветствуется возможность перекусить, сходить в туалет, выпить вкусного кофе.
- Цена. Цены постоянно меняются и проследить за динамикой достаточно сложно, учитывая расположение сетевых СТО в разных регионах. Интересно, что крупные компании в крупных городах часто устанавливают более низкие цены, чем в удаленных поселках. Это сделано с целью привлечь клиентов.
- Недостаточное наполнение. Одна из главных проблем АЗС. Многое зависит от местного руководства. Из центрального офиса сложно контролировать работу всех местных руководителей. Поэтому недобросовестные рабочие обманывают покупателей, не доливая определенное количество бензина. На АЗС, включенных в оценку, есть наименее очевидная проблема. Даже если они еще и грешат недостаточным наполнением.
По всем этим пунктам вы можете взглянуть на топ-10 лучших АЗС России.
Топ-10 лучших автозаправок в России
примечательно также, что по сравнению с прошлым годом рейтинг действующих в России АЗС изменился незначительно. Главные герои остались в первой десятке. Но они поменялись местами. Кто-то опустился ниже. Остальным удалось значительно подняться.
Но важно учитывать, что самая лучшая, безопасная и надежная АЗС — это то место на карте России, где вы смогли лично убедиться во всех достоинствах и честности АЗС. К сожалению, ответить можно не на все станции. Действительно, оценка была основана на исследовании автозаправочных станций в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах. Были рассмотрены отзывы и комментарии из разных регионов. Это позволило получить общее и более прозрачное представление о кандидатах.
Были отобраны 10 наиболее подходящих сетевых АЗС, отвечающих требованиям и критериям. Именно у них бензин оказался высочайшего качества, персонал хороший, заправляли мало по минимуму и т.д.
МТК
Рейтинг открывает компания МТК. На этих СТО, как говорят потребители, образованный и квалифицированный персонал. Цены невысокие, а качество бензина на достойном уровне. Все действия сотрудников выполняются своевременно. Вам не нужно долго ждать своей очереди.
Но есть недостаток. Из всех кандидатов в топ-10 МТК вызывает наибольшие недовольства по поводу недостаточного заполнения. Достаточно солидное количество отзывов свидетельствует о том, что не на всех заправках работают добросовестные сотрудники. Компании явно нужно подумать об этом. Хотя благодаря МТК добавляем, что обманывают далеко не все и не всегда.
Если проблема будет решена локально, избавившись от местных лидеров, портящих репутацию компании, МТК сможет претендовать на позиции выше 10-го места.
Фаэтон Aero
достаточно справедливо, что эта сеть вошла в топ лучших АЗС России. Хотя есть существенная проблема: слаборазвитая сеть. В настоящее время большинство АЗС работает в Санкт-Петербурге и Подмосковье. Но сеть должна расширяться. Обойти Фаэтона было невозможно. Но ставить 9 место выше тоже неправильно.
Да, СТО этой сети в РФ пока очень мало. Но, учитывая перспективу, стоит выделить компанию.
По словам посетителей СТО, здесь работают квалифицированные сотрудники. Качество обслуживания на высшем уровне. Фаэтон также имеет развитую инфраструктуру. Каждая АЗС имеет современный и оригинальный вид.
В качестве бензина сомнений нет. Поскольку это главный критерий в текущей оценке 2021 года, Phaeton по праву входит в число лидеров. И цены ниже, чем у многих конкурентов. Здесь нет абсолютно никаких опасений из-за возможного разбавленного топлива или обмана в отношении октанового числа бензина.
По некоторым отзывам, отдельные сотрудники иногда позволяют себе грубо общаться с клиентами. По словам официальных представителей Phaethon, подобные проблемы быстро решаются. Компания находит этих сотрудников и увольняет их. Отбор кандидатов тщательно контролируется. Я имею в виду, что здесь работают над ошибками, и это очень хорошо.
ТНК
Ожидается, что сеть ТНК войдет в рейтинг лучших АЗС России. У него одна из самых больших баз постоянных клиентов. И их количество постоянно увеличивается.
Здесь за обычные деньги продают хороший бензин. Это не самое дешевое топливо. Но по качеству вопросов нет. И это несмотря на то, что ранее у ТНК были отмечены некоторые грехи в виде недостаточной заправки и попыток нечестного повышения октанового числа. Сейчас таких отзывов практически нет. Это говорит о глубокой работе над внутренними ошибками и проблемами сети АЗС.
Качество обслуживания не вызывает нареканий. Это, наверное, самый быстрый процесс заправки, ведь при посещении заправок даже в густонаселенных районах нет очередей. Все клиенты обслуживаются и быстро освобождаются. Во многом благодаря обученному персоналу. Поэтому их бензин пользуется популярностью, а сама сеть имеет много высоких оценок и положительных отзывов.
Но бывает, что заказчик приехал на заправку, и оборудование вышло из строя. В основном это касается АЗС, построенных давно, оборудование на которых не обновлялось и не успевало заменить. В основном это встречается в регионах. В крупных городах активно проводится переоборудование. Но кое-где все же наблюдаются проблемы с отказами оборудования.
BP (British Petroleum)
Говоря о том, какие АЗС объективно лучше для заправки не только в России, но и во всем мире, можно смело назвать крупнейшую сеть АЗС, представленную ВР. Их АЗС по праву считается одним из лучших качеств.
трудно найти более известную сеть в мире. Он находится в России далеко не первый год. Он пользуется стабильно высоким спросом и популярностью.
Британская компания имеет собственные нефтедобывающие предприятия. Кроме того, рекомендуется заливать свой бензин в автомобили крупных автопроизводителей. Нет никакой необходимости сомневаться в октановом числе.
В то же время репутация компании в последние годы несколько пострадала. Для автомобилистов хорошо то, что на качество бензина это никак не влияет. Но участие в крупных скандалах напугало определенный процент покупателей. Теперь ВР должна работать над восстановлением своей репутации. Пока что получается неплохо. По крайней мере, по уровню сервиса и качеству бензина ситуация всегда хорошая.
Роснефть
Есть несколько вариантов, по которым отечественные водители заправок предпочитают заправляться. Роснефть — один из лидеров в России. С каждым годом сервис улучшается, увеличивается ассортимент топлива, в качестве бензина можно не сомневаться. На этих заправках вы можете безопасно заправить свой автомобиль. Заливайте именно то, что указано на наполнителе. Нет проблем с доливом или использованием присадок для повышения октанового числа неоптимального топлива.
«Роснефть» также одна из немногих компаний, которым удалось получить лицензию от British Petroleum. Действительно, это подтверждает, что качество топлива «Роснефти» не уступает бензину основных марок Европы.
Важной отличительной чертой сети «Роснефть» является наличие эффективной системы обратной связи с потребителями. При появлении претензий компания их обрабатывает, проводит проверки на своих СТО.
Статистика подтверждает, что с каждым годом уменьшается количество жалоб и уровень неудовлетворенности.
В этом случае еще нужно добавить. На некоторых АЗС плохое обслуживание. В основном это касается АЗС в регионах, удаленных от крупных городов. Но даже их представители не игнорируют «Роснефть.
Недаром «Роснефть» сейчас предлагает лучшие в России АЗС, где есть хоть какие-то претензии к качеству бензина и других видов топлива.
Татнефть
Собственных производственных мощностей компания не имеет. Фактически он перепродает бензин у других компаний. Но высокие должности от этого не меняются. «Татнефть» не первый год входит в ТОП.
Качество бензина здесь высокое. Судя по всему, компания тщательно проверяет, что и у кого покупает для последующей продажи. Сеть очень хорошо развита в Москве и области. Вы также можете найти изрядное количество заправочных станций в России.
Каждая партия бензина, поступающая в продажу, проходит тщательную проверку. В настоящее время компания активно расширяется, создавая кафе на АЗС, улучшая подход к обслуживанию и скорость обслуживания.
Татнефть также не скрывает, что в бензин добавляют присадки. Это вполне нормально, ведь без присадок невозможно получить даже 92 бензин.
Shell
Также в оценку между СТО, работающими на территории России, сеть Shell включена справедливо и безопасно. Если кто и может составить конкуренцию BP по известности, так это только Shell. В Российской Федерации дело обстоит именно так. Он включен в список за счет явных преимуществ и минимального количества недостатков.
В настоящее время Shell является одним из мировых лидеров. Предлагает высокооктановое топливо, отвечающее самым строгим экологическим стандартам.
Их топливо идеально подходит для старых и новых двигателей. При производстве бензина используются передовые технологии и только лучшие присадки.
Но у Shell нет собственных перевозчиков в России. Воспользуйтесь услугами посредников.
Уровень цен выше среднего. Но водители считают, что за счет качества стоимость оправдана на все 100%.
Трасса
Поскольку рейтинг среди действующих в России АЗС составлен с учетом ключевого требования к высокому качеству предлагаемого бензина, сеть Trassa по праву занимает столь высокие позиции. Компания предлагает бензин высочайшего качества.
Новое предложение появилось сравнительно недавно. Это Спорт Премиум. Один из лучших видов бензина, доступный в России на 2021 год. Кроме того, каждый покупатель может приобрести топливные карты с большой прибылью.
Обратной стороной является то, что компания в основном работает в Москве, а также в Московской области. А клиенты жалуются на то, что некоторые АЗС находятся далеко от столицы. Предположительно с топливом что-то делают, так как качество не такое как в Москве.
Но большинство комментариев положительные, а рейтинги высокие. Трасса предлагает различные виды бензина, в том числе марки для мощных двигателей. Сотрудники вежливы, добросовестны и работают быстро. Сеть развивается и совершенствуется. Отсюда 3-е место в турнирной таблице.
Газпромнефть
Компании удалось опередить практически всех конкурентов. Если честно, сегодняшний лидер и «Газпромнефть» в равной степени заслуживают первого места. Но буквально недостаток привел к тому, что «Газпромнефть» оказалась на втором месте.
Когда новичок за рулем спрашивает, какие АЗС являются лучшими и безопасными для заправки среди российских АЗС, большинство его друзей и знакомых не сомневаются. Это «Газпромнефть». Или компания, занимающая первое место в РФ в этом рейтинге.
«Газпромнефть» оборудовала каждый бензовоз современным GPS-трекером. Это позволяет обезопасить себя от недобросовестных водителей, а также обеспечить качество предлагаемого бензина.
Судя по отзывам, после посещения заправок двигатели работают исправно, иногда даже наблюдается улучшение динамики. Снижается расход топлива.
Кроме того, к ряду преимуществ можно отнести вежливый и квалифицированный персонал. Компания постоянно внедряет инновационные решения, работая над улучшением качества топлива. Но как-то на стоимости бензина это никак не сказывается. Цены адекватные, даже ниже, чем у многих конкурентов.
Каждая партия топлива доставляется на АЗС в сопровождении специального паспорта. «Газпромнефть» занимается разработкой сама, имея собственный исследовательский центр.
По соотношению цены и качества бензина это одна из лучших АЗС. Может даже лучший. Но все портят периодически появляющиеся жалобы на то, что бензин не доливается.
Как качество бензина влияет на двигатель
Большинство водителей, которые водят машину в Москве или другом городе, предпочитают заправляться на автозаправочных станциях высокого класса. Перед заправкой автомобиля многие хотят знать, откуда привезли бензин или дизель и какой сейчас год. На таких АЗС, как Газпром (Газпромнефть), Лукойл или Роснефть, даже бензин с октановым числом 100 — качественный.
Но важно учитывать, что в регионах, в Крыму или в таких городах, как Нижний Новгород или Воронеж, на небольших заправках со средним рейтингом качество топлива может быть существенно занижено из-за длительного хранения. Подмосковье, Москва и Санкт-Петербург, как правило, получают бензин самого высокого качества.
Если бензин некачественный, сразу после заправки водитель может почувствовать, что машина трясется, возникают проблемы с двигателем и перепады мощности.
Основные признаки некачественного топлива:
- низкое октановое число;
- повышение концентрации воды, примесей, спирта.
Поскольку проверить качество на месте перед покупкой бензина не представляется возможным, следует выбирать только надежные и хорошо оцененные АЗС. Если существенно увеличился расход топлива, машина гремит, мощность падает и двигатель с трудом запускается, необходимо сменить СТО.
Топливо и его качество
В случае с АЗС крупных компаний все ясно: они получают топливо с собственных заводов-производителей. Например, на сайте Лукойла также объясняется, откуда поступает топливо на АЗС, от фирм в Нижегороднефтеоргсинтезе, Пермнефтеоргсинтезе, Волгограднефтепереработке и Ухтанефтепереработке. Также он производит сжиженный углеводородный газ, который продается на сетевых заправочных станциях.
Что касается самостоятельной розницы, то она вынуждена покупать топливо на оптовом рынке. При этом поставщики топлива по логике те же — вертикально интегрированные нефтяные компании (просто потому, что больше топлива в России покупать негде — кроме, пожалуй, Беларуси).
Например, сеть СТО ЕКА, представленная в Москве и области, прямо на своем сайте указывает, где закупает топливо, это три крупных завода:
- ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»;
- Газпромнефть-Московский НПЗ»;
- Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез
Что касается качества, компания заявляет, что тщательно тестирует каждую партию. Топливо транспортируется автотранспортом, принадлежащим компании, оснащенным электронными системами контроля состояния топлива, баки изготовлены из специальных сплавов.
Другими словами, если топливо также продается у независимого дилера, его качество вряд ли будет сильно отличаться от того, что продается на фирменных СТО. Если, конечно, он не забивает бензоколонки «с 1990-х» старым оборудованием и ржавыми топливными баками. Но таких СТО становится все меньше и меньше — им сложно конкурировать с брендовыми сетями.
Как сказал Михаил Колесников из Benza, история испортила репутацию независимых АЗС: в 1990-х и начале 2000-х такие АЗС ориентировались в первую очередь на рентабельность, а не на качество топлива. Итак — манипуляции с горючим, бензин чем-то разбавили, повернули с 92 ° на 95 °, добавили присадки. Поскольку явление широко распространенное, у потребителей накопилось достаточно негатива в отношении таких заправок.
По словам эксперта, существует соблазн манипулировать качеством топлива даже сейчас, но крупные сети по-прежнему работают на будущее, и они определенно не обманут потребителей, продавая им низкокачественное топливо или обманывая объемы.
Сейчас компании с 1-2 АЗС практически не выжили: их заменили крупные интегрированные АЗС, которые строят крупные компании. Если малый бизнес может предоставить хорошие услуги, он выживает, но в современной России это большая редкость. Поэтому заправки, на которых можно встретить некачественное топливо, постепенно уходят с рынка, — говорит Михаил Колесников.
Поэтому на СТО независимых сетей риск заправки «сгоревшим» топливом минимален: главное не рисковать и не звонить на СТО, которые выглядят как новички прошлого века.
Понятие о качестве бензина
Объективно у России довольно серьезная проблема с предлагаемым топливом. Не все СТО могут предложить топливо высокого качества или хотя бы уровня, заявленного производителем.
Водители часто сталкиваются с обманом даже на проверенных и крупных заправках. Насчет малоизвестных заправок.
Качество бензина определяется 3-мя основными параметрами:
- октановое число;
- количество добавок и посторонних компонентов;
- дробные показатели.
Лучшие по качеству бензина в России АЗС — это только те, которые максимально соответствуют этим критериям.
С октановым числом все кажется предельно просто. Он может быть от 80 до 98. А не так давно появилось топливо с октановым числом 100. Самые высокие стандарты обозначены приставкой Euro.
Но современные присадки позволяют получить высокооктановый продукт даже из низкооктанового бензина не лучшего качества. То есть увеличение этого количества происходит искусственно, а не за счет улучшения процесса производства топлива. Следовательно, 95 ° легко получить от АИ-92, а АИ-98, фактически, может быть хорошо разбавлен 95 присадками, а иногда 92 бензином. Качество топлива с искусственно завышенным октановым числом будет ниже, чем у изначально произведенного по технологии и стандартам, обеспечивающим выпуск продукта с высоким октановым числом.
В производственных условиях невозможно получить октановое число 95. Его получают за счет добавления присадок и дополнительных компонентов. Но что именно представляют собой эти добавки, имеет большое значение. Есть дешевые и простые добавки, повышающие октановое число, но не стимулирующие рост качества. Основные производители завода используют специальные присадки, которые в итоге позволяют получить бензин хорошего качества без вредных добавок, примесей и сторонних компонентов.
Что касается количества сторонних веществ, это еще одна распространенная проблема в стране. К этим веществам относятся щелочи, вода, мусор, кислоты, органические компоненты и т.д. Чем их больше, тем больше страдает топливная система.
Также стоит сказать о фракционном составе. От этого напрямую зависит температура, при которой бензин испаряется. Это также влияет на работу двигателя внутреннего сгорания в различных условиях и на общий срок службы. На малоизвестных заправках часто встречается не соответствующий нормам фракционный состав. Крупные заправочные станции в большинстве своем не страдают от этой проблемы.
Все эти показатели можно проверить только путем тестирования бензина в лабораторных условиях. Это дорого и требует много времени. Поэтому мало кто из автомобилистов пойдет на такой шаг, лишь бы выбрать СТО с хорошим топливом.
Поэтому на помощь приходит рейтинг АЗС России, составленный специалистами, анализировавшими пробы на разных АЗС, а также обычными автомобилистами. Последние регулярно опрашиваются и составляются сводные статистические данные.
Насколько выгодно владеть АЗС сейчас?
Несколько лет назад Россию обрушился очередной топливный кризис, связанный с тем, что нефтепродукты на внешних рынках оказались намного дороже внутренних. Крупным нефтяным компаниям стало просто невыгодно продавать бензин и дизельное топливо внутри страны, что привело к его дефициту, и цены начали расти.
Затем кризис решился несколькими мерами: помимо амортизатора (компенсационного механизма) крупная нефтяная компания подписала с правительством договор, в котором обещала не повышать цены на оптовом рынке топлива для сетей автономного газа станции. Так что проблема была решена: на несколько месяцев оптовые цены остановились, а потом даже начали падать.
Но сейчас ситуация на рынке очень тяжелая. Оптовые цены на топливо растут, потому что они зависят от цен на нефть, которые, в свою очередь, подвержены неопределенности со стороны ОПЕК + (картель позволил увеличить добычу, но цены все еще высоки). При этом розничные цены, напротив, остаются стабильными: они контролируются властью, поэтому сети АЗС вынуждены снижать маржу (чистую прибыль).
Сейчас маржа АЗС стала крайне низкой:
- на литре бензина АИ-92 заправки теряют 1,3 рубля;
- потери на литр бензина АИ-95 и дизельного топлива 0,3 руб.
Для сетей АЗС крупных нефтяных компаний это не имеет большого значения, потому что розничная торговля нефтепродуктами является заключительным этапом большой сети, поэтому они могут компенсировать убытки от продаж прибылью на более ранних этапах.
Но для независимых бензиновых сетей ситуация выглядит угрожающей: теперь они вынуждены работать в убыток (и буквально терять больше денег, потому что к ним обращается больше клиентов) или компенсировать убытки от связанных продаж. Например, продажа кофе, хот-догов, предметов первой необходимости и автомобильных товаров.
Ситуация остается критической, некоторые сети уже отказываются продавать бензин АИ-92 (у него самый высокий убыток), но начать торговать суррогатами — значит потерять репутацию. Между тем, сети пытаются выжить, и даже в более благоприятные времена их рентабельность не очень высока. На самом деле вариантов для малого бизнеса не так много:
- сосредоточиться на сопутствующих услугах — превратить АЗС в целый комплекс с магазинами, ресторанами и другими услугами;
- перейти на использование АЗС самообслуживания: таким образом можно сэкономить на персонале;
- развивать эко-направления — заправка газом и зарядка электромобилей;
- закрывать нерентабельные СТО на менее загруженных участках дорог.
Результат, похоже, будет тот же: брендовые сети АЗС вертикально интегрированных нефтяных компаний продолжат наращивать объемы, исключая независимую розницу с рынка.
Советы по определению лучшей заправки
Результаты лабораторных испытаний топлива показывают, что заправку целесообразно производить на станциях сетевых брендов. Выбирайте те места, которые расположены в больших городах или на оживленных трассах. Здесь выше степень контроля качества продукции.
Опытные водители дают ряд дополнительных советов:
- не заправляться на СТО по очень низким ценам;
- выбирать станции с новыми динамиками, чистой территорией и т д;
- проверить наличие сертификатов и паспортов на ГСМ.
Опытным автолюбителям не стоит гнаться за импортной маркой. Это связано с тем, что бензин, продаваемый на российских АЗС, работающих под вывеской Shell или BP, производится на отечественных НПЗ.
Иностранные компании добавляют только свои собственные присадки. Вы можете проверить это, спросив на заправочных станциях, чей бензин они продают. Эта информация должна быть включена в технический паспорт продукта.
Также существует несколько рекомендаций по самостоятельной проверке качества бензина.
Для их выполнения потребуется слить небольшое количество продукта и запастись вспомогательными материалами:
- Нанесите несколько капель топлива на белый лист бумаги. Если смесь была хорошего качества, то после высыхания пятно будет светлым. Черные или кирпичные оттенки — признак наличия вредных примесей. Также это может быть признаком того, что бензин старый.
- Раствор перманганата калия необходимо долить в емкость с ГСМ. Если на поверхности есть полосы, значит, топливо разбавлено водой. Чистый бензин не меняет цвет.
- Вылейте подозрительную жидкость на стакан и подожгите. Качественный продукт будет гореть бесследно. Если есть белесые или ржавые пятна, значит в составе присутствовали смолы и масла.
Что выбрать рядовому клиенту?
Выбирая между брендовой АЗС от крупной нефтяной компании и малоизвестной АЗС, рядовой потребитель учитывает несколько факторов:
- цена на топливо;
- его качество (по крайней мере, гипотетически);
- программы лояльности;
- уровень сервиса (например, можно купить кофе или воспользоваться туалетом на заправке);
- наличие или отсутствие очередей.
Иногда на выбор потребителя влияют довольно необычные факторы: как говорит Дмитрий Парфенов из Idemitsu Lubricants Rus, некоторые бензиновые сети открывают не только магазины, но и, например, аптеки (Роснефть). Но при прочих равных основную роль по-прежнему играет отсутствие очередей, особенно если речь идет о заправках на оживленной трассе.
Если с ценами (они известны заранее и примерно одинаковы для разных сетей), а также с программами лояльности, очередями и сопутствующими услугами все понятно, то качество топлива на малоизвестной АЗС может стало сюрпризом для водителя и его машины.
Лучший способ узнать о качестве — найти веб-сайт компании, владеющей заправочной станцией. Если веб-сайта нет, при желании можно попросить оператора СТО предоставить документ о происхождении нефтепродуктов (например, счет-фактуру на доставку топлива или сертификат о его происхождении). Скорее всего, получается, что топливо для заправки подаётся с того же объекта, что и ближайшая брендовая АЗС, и с той же нефтебазы.
Конечно, на качество топлива влияет его доставка (бензовозы должны соответствовать всем требованиям) и хранение (контейнеры тоже должны быть современными), но это уже сложнее контролировать — ведь грузовиков с топливом нет на складе заправочная станция и емкости закопаны.
Поэтому лучше ориентироваться на документы. Если у АЗС нет веб-сайта, а оператор не может предоставить топливную документацию, то заправлять там нет необходимости. Чаще всего такие АЗС вообще работают нелегально — в городах России не так давно стали появляться АЗС, которые продают топливо нелегально (по сути, это тара и распределитель), но могут возникнуть вопросы по качеству топлива.
Если СТО выглядит более-менее нормально, имеет все необходимые документы и топливо с нормального российского НПЗ, заправляться можно без всяких сомнений: главное, чтобы водитель был доволен ценой и услугой доставки.
Таблица с рейтингом лучших АЗС по качеству бензина
Место | СТО | Оценка |
15 | Башнефть | 4.1 |
14 | Фаэтон Аэро | 4.2 |
тринадцать | Лукойл | 4.2 |
12 | Татнефть | 4.3 |
11 | BP (БРИТАНСКАЯ НЕФТЬ) | 4.4 |
10 | Нефтьмагистраль | 4.5 |
9 | МТК | 4.5 |
8 | ТНК | 4.6 |
7 | Славнефть | 4.6 |
6 | EKA | 4.6 |
5 | Сибнефть | 4,7 |
4 | След | 4,7 |
3 | Роснефть | 4.8 |
2 | Морская ракушка | 4.9 |
один | Газпромнефть | 5 |
Способы определения качественного топлива
Если у водителя возникают сомнения в качестве бензина, есть два варианта его проверки: в лаборатории и дома. В первом случае выдается официальный документ, содержащий все данные проверки, а также общее заключение. Если в ходе экспертизы выясняется, что указатели уровня топлива не соответствуют норме, это может стать поводом для обращения в суд на заправочной станции, на которой была приобретена проба. В этом случае все расходы несет нефтеперерабатывающая компания.
Если результаты окажутся в пределах допустимой нормы, речь не идет о компенсации и клиенту придется оплачивать лабораторные услуги самому, а это не всегда дешево. Поэтому рассматриваются дополнительные основные методы самоконтроля бензина.
Способ №1: Проверка цвета
Практика окрашивания бензина восходит к Советскому Союзу, когда в топливо добавляли красный пигмент, содержащий ядовитую добавку тетраэтилсвинец. Эта маркировка была необходима для визуального выделения наиболее токсичных видов топлива. На данный момент в России по ГОСТу неэтилированный бензин должен быть прозрачным. Однако некоторые компании, особенно Лукойл, окрашивают марки бензина в разные цвета, чтобы их можно было различить визуально. Так, в 2001 году на АЗС «Лукойл» можно было купить красные А-80 и А-92 — голубоватые. Однако из-за увеличения количества подделок, которые выдавали цвет бензина за марку, руководство решило сократить кампанию.
Интересный! Украинская нефтеперерабатывающая компания WOG по-прежнему производит цветное топливо. Поэтому марка Mustang имеет зеленый оттенок, что является его торговой маркой.
В связи с вышесказанным заправляться лучше на тех АЗС, где продается неокрашенный бензин без мутности и осадка. Следует отметить, что качественное топливо может иметь бледно-желтый оттенок, но ни в коем случае не насыщенные тона.
Способ №2: Проверка на разбавленность водой
Есть еще один способ определить качество по цвету. Однако на этот раз вам придется «вызвать». Для эксперимента вам понадобится прозрачная емкость и обычный неразбавленный перманганат калия. Если при контакте с бензином начинает проявляться розовый оттенок, это напрямую указывает на содержание воды в топливе. Важно помнить о соотношении реагентов: если добавить слишком много марганца, даже бензин может стать розовым. Поэтому рекомендуется рассчитывать пропорции исходя из соотношения бензин / реагент 20: 1.
Способ №3: Проверка на наличие смол и масла
Определить наличие масла в топливе просто: просто прикоснитесь бумагой к образцу и дайте ему высохнуть. Если после высыхания остался след жирности, значит, в составе присутствует масло. Некоторые экспериментаторы наносят каплю пробы на кожу, но этот метод категорически не рекомендуется, так как помимо обезжиривания может возникнуть дерматит и даже экзема.
Что касается серы, то ее содержание в бензине лучше всего проверять на открытом воздухе, вдали от легковоспламеняющихся предметов. Для проведения эксперимента необходимо запастись горкой. На него должно было капнуть немного горючей жидкости и загореться. Если бензин качественный, на поверхности стекла останется белый след. Но для дегтярного бензина характерны пятна от желтоватого до темно-коричневого цвета.
Критерии определения качества заправок
Все данные в этой статье основаны на конкретных проверках качества топлива. Мы использовали два варианта: отдали образцы в лабораторию и проверили дома. Оба метода доступны каждому из вас. Обращаем ваше внимание, что полученные от экспертов документы могут доказать несоответствие стандарту, это может стать поводом для обращения в суд на АЗС, где был куплен некачественный бензин. Поиск дома — это не испытание — он пригодится, чтобы вы сами знали о плохом топливе и не обращались к недобросовестным заправщикам.
Экологический класс
Для проверки экологичности топлива в первую очередь необходимо проверить наличие сертификата Евро-5: он предоставляется только на соответствие стандарту экоочистки нефтепродукта. Еще одним показателем качества являются различные награды, например, «Экологический знак». Оба, например, присутствуют в бензине АЗС Лукойла.
Выбирая СТО, обратите внимание на указание экологического класса продаваемого топлива. Предпочтение следует отдавать No. 4. Если на АЗС не указан класс, не стоит рисковать (возможно, добавлен бензин 1 или 2 класса, которые считаются «грязными» и не могут пройти сертификацию по европротоколу).
Экологичность бензина можно проверить лабораторным методом. Специалисты выявляют количество серных, метанольных и гидроксильных радикалов. Крупные сети не злоупотребляют этими веществами. Но небольшие региональные АЗС в большинстве своем не проходят проверку на экологичность присадок: например, на АЗС Primoil в АИ-92 вместо 10 мк / кг обнаружено 13,3 мкг / кг серы предписано; на АЗС Лесозаводск это вещество обычно 27,1 мк / кг.
Октановое число
Выбирая бензин, следует руководствоваться не ценой, а рекомендациями производителя вашего автомобиля. Если это позволяет использовать другое октановое число, добавляйте в бак любой тип топлива. Если нет, то просто подойдет. На всех рассматриваемых нами заправках обмана с указанием октанового числа не обнаружено — оно точно соответствует прописанному индексу на графе. Подтверждением этому служат документы, полученные из лабораторий, куда мы передали образцы (самостоятельно дома проверить не получится).
Качество обслуживания
Это самый простой параметр для оценки работы любой АЗС — он очевиден каждому покупателю. Достаточно прийти на АЗС и понаблюдать за поведением сотрудников: насколько вежливы, отзывчивы (готовы помочь), уважают права потребителя (выдают квитанции, предъявляют документы на товар по запросу и т.д.). Также учитывается удобство оборудования, отсутствие задержек на кассе. Также важен комфорт и внешний вид АЗС: удобство въезда / выезда, чистота, достаточное освещение и т.д.
У руководителей также могут быть проблемы с качеством обслуживания. Например, на многих АЗС «Лукойл» сотрудники откровенно грубят клиентам, а кассы «Газпромнефти» работают слишком медленно, поэтому очереди постоянно образуются.
Ценовая политика
Стоимость на заправках нужно учитывать для конкретного региона. Например, на московских АЗС «Трасса» и «Татнефть» ценообразование демократично, чтобы не допустить конкуренции с потребителями. А вот в отдаленных регионах цена покажется, наоборот, завышенной, так как ее перебивают мелкие частники. Невозможно проанализировать все области, вот лишь пара примеров:
- На момент написания статьи самые низкие цены в Москве и Московской области были на АЗС «Газпромнефть», ЕКА; самые низкие — Опти, Трасса, Нефтьмагистраль.
- В Волгоградской области самый дорогой бензин у «Газпромнефти», самые низкие — у «Татнефти» и метановых заправок.
- В Санкт-Петербурге дороговаты Газпромнефть и Киришафтосервис; низкая — на АЗС ПТК и Роснефть.
Соответствие оплаченного и фактического объема топлива
Недостаточное наполнение — серьезная проблема как для сетевых СТО, так и для мелких частных владельцев. Есть два способа определить, недостаточно ли топлива в баке автомобиля. Заправить машину можно прямо на АЗС. Если при емкости 50 литров счетчик заправки показывает, например, 65 литров, обман очевиден.
Второй способ проверки — одновременное заполнение нескольких емкостей одинакового объема. Дело в том, что при заправке бака недостаточное наполнение может не проявиться, так как его можно «настроить», например, на добавление 330 мл на каждые 10 литров топлива. Если две одинаковые емкости будут заполнены одинаково, такое нарушение будет легко обнаружено.
Как проверить качество бензина в домашних условиях
В домашних условиях действительно можно проверить купленный на СТО бензин по нескольким параметрам: разбавлению водой, наличию смол и масел. Для таких измерений не нужны специальные ингредиенты, анализаторы или другие приборы с индикаторами — все предельно просто.
Цвет
Есть простой способ определить наличие добавок по капле: нанести на белую бумагу и подождать 10-15 минут. Цвет сухого пятна на хорошем бензине должен быть четким. Коричневый, кислый или антрацитовый оттенок указывает на некачественное или старое топливо.
Разбавленность водой
Обман с обезвоживанием бензина водой покажет обычный перманганат калия. Возьмите немного топлива и залейте в него это вещество. При хорошем топливе перманганат калия просто растворяется, никоим образом не меняя своего цвета. Если есть вода, на поверхности появятся пурпурные пятна.
Эксклюзивные комментарии экспертов издания «Банки Сегодня» по теме статьи
«Качество бензина на АЗС крупнейших нефтегазовых компаний и независимых поставщиков может разнится в силу ряда причин»
В первую очередь, это зависит от качества самого масла, состояния оборудования на конкретном НПЗ и степени его обновления.
Во-вторых, на него влияют:
- октановое число (характеризующее устойчивость к детонации),
- состав и количество добавленных присадок (для повышения полноты сгорания и снижения вероятности образования отложений внутри топливной аппаратуры),
- его фракционный состав (который показывает степень его летучести в зависимости от содержащихся в нем углеводородов).
В-третьих, необходимо учитывать условия хранения, ведь бензин «не любит» попадания грязи и мусора.
В результате в сетях ведущих производителей, таких как Лукойл, Газпром нефть, Shell и др. качество бензина обычно оптимальное, проблемы возникают спорадически. На заправках «свободных игроков» это может не иметь значения, так как им все равно, у кого они покупают горючее, главное, чтобы оно было дешевле, чтобы его можно было продать автовладельцам по более высокой цене.
Тенденция водителей заправляться на СТО крупных сетей, на мой взгляд, обусловлена более высоким уровнем предлагаемого сервиса и достаточно широким спектром предоставляемых услуг. Это уже не просто покупка бензина или моторного масла, кофе или бутербродов. Сейчас, например, «Роснефть» начала открывать аптеки на своих СТО по продаже безрецептурных лекарств и нефармацевтических товаров: средств гигиены, лечебной косметики, средств ухода для всей семьи (в выборе покупателям помогают фармацевты).
На «одиноких» заправках обслуживание тоже может быть хорошим, даже если это происходит не раз за раз. Так, на заправках, расположенных в отдаленной сельской местности, часто заправляют только топливные баки машин, а на них не до открытия аптек или угощения кофе бутербродами. На станциях технического обслуживания, расположенных на загруженных магистралях, это, в принципе, аналогично услугам, предоставляемым на станциях технического обслуживания сети, хотя и проще. Здесь ведь многое зависит от количества заправляемых машин и финансовых возможностей владельцев их заправок.