Марки бензина в России: основные свойства и таблица характеристик

Содержание
  1. Какие марки бывают?
  2. Октановое число – что это?
  3. Основные пункты различия
  4. Сезонный бензин
  5. Коротко об авиационном бензине
  6. Свойства бензинов
  7. Как определяют октановое число?
  8. Марка топлива Нормаль-80
  9. Марка топлива Регуляр-92 (АИ-92)
  10. Марка бензина Премиум-95 (АИ-95)
  11. Послесловие
  12. Маркировка бензина и что обозначают цифры
  13. Другие показатели. Октан – это ещё не всё!
  14. Как расшифровывается маркировка?
  15. Из чего делают бензин
  16. Видео: Как делают бензин из нефти. Просто о сложном
  17. Методы определения ОЧ топлива
  18. Значение букв АИ в названии топлива
  19. Для кого создали АИ-98 и АИ-100
  20. Маркировка автомобильных бензинов
  21. Какой бензин заливать?
  22. Экологические требования к топливу
  23. Говорят, что на более дорогом бензине машина едет лучше…
  24. Как выглядит бензин?
  25. Получение и виды
  26. Прямая перегонка
  27. Крекинг
  28. Риформинг
  29. Что будет, если залить «сотый» бензин в «шестерку»

Какие марки бывают?

Не секрет, что бензиновое топливо производится из нефти. Однако, прежде чем стать полноценным топливом, его перерабатывают на специализированных заводах. Конечный продукт обязательно должен соответствовать стандартам экологической безопасности и качества. Для этого его очищают и засаживают специальными добавками. В результате он приобретает горючесть, летучесть, необходимую устойчивость к детонации, окислительную активность и минимум токсинов в выхлопе.

Каждый вид топлива имеет свой ГОСТ, отклоняться от которого производители не имеют права. Все бензины не содержат свинца (без металлических добавок).

Рассмотрим, какие марки бензина существуют в России сегодня, в 2020 году по утвержденным ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002 (с изменениями):

  • AI 80. Используется как топливо для грузового транспорта;
  • AI 92. По-прежнему самый «рабочий» вид топлива для легковых автомобилей;
  • AI 95. Бренд премиум-класса;
  • AI 98. Высокооктановое топливо для автомобилей с регулируемыми фазами газораспределения и турбокомпрессором;
  • AI 100. Бензин с высшими антидетонационными характеристиками. Первоначально разрабатывался для гоночных суперкаров. Применяется редко, но встречается на многих заправках;
  • Кроме того, есть брендовые виды топлива (премиум.

Это основные марки бензина, которые можно встретить на современных заправках и их назначение.

Октановое число – что это?

Теперь о сути самого термина. Поскольку состав бензина в основном представляет собой смесь изооктана и гептана с их различными детонирующими свойствами в камерах сгорания двигателей, измерение этой детонационной способности при зажигании измеряется на специальном двигателе для проверки смеси газов.

Кроме того, если преобладает изооктан, детонация увеличивается. Если гептан — детонация падает до нуля, но температура горения повышается, что приводит к износу всех деталей, содержащих силикон и резину (сальники), они затвердевают и крошатся; выгорают клапаны и стенки цилиндра. В большинстве случаев (за исключением особых случаев) октановое число совпадает с процентным содержанием изооктана в бензине.

Марка ГОСТ / ТУ Октановое число (моторный метод) Октановое число (метод исследования)
А-92 ТУ38.001165-87 83 девяносто два
АИ-93 ГОСТ 2084-77 85 93
АИ-95 ГОСТ 2084-77 87 95
АИ-98 ГОСТ 2084-77 89 98

Основные пункты различия

Помимо области применения, бензины различаются экологическим классом: от К2 до К5 (топливо ниже 5 класса запрещено в России, но мера часто нарушается), химическим составом, детонационной стойкостью (октановое число) и физическими свойствами.

Предлагаем изучить таблицу характеристик основных современных марок бензина.

Показатель АИ-80 АИ-92 АИ-95 АИ-98
Октановое число (двигатель / исследовательские методы определения) 76/80 83/92 85/95 88/98
Металлосодержащие добавки (свинец, марганец, железо)
Содержание серы, мг / кг, не более 500 для К2;

150 для К3;

50 для К4;

10 для K5.

500 для К2;

150 для К3;

50 для К4;

10 для K5.

150 для К3;

50 для К4;

10 для K5.

150 для К3;

50 для К4;

10 для K5.

Массовая доля кислорода, % Не более 2,7 Не более 2,7 Не более 2,7 Не более 2,7
Появление Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Плотность при 15 ° С, кг / м 700-750 725-780 725-775 725-775
Объемная доля монометиланилина,%, не более 1,3 для К2;

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для K5

1,3 для К2;

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для K5

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для K5

1.1 для К3;

1.1 для К4;

Нет для K5

Оксигенаты (октановые добавки),%, не более Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Метанол -0;

Этанол — 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт — 10;

Трет-бутиловый спирт — 7;

Эфиры — 15;

Доктор — 10.

Как видите, все бензины имеют практически одинаковый состав. Отличается процентное содержание оксигенатов (при этом не допускается превышение утвержденных норм), от чего зависит конечное октановое число и, немного, плотность и уровень серы с монометиланилином. Последние влияют на экологический класс, к которому будет отнесено указанное топливо.

Сезонный бензин

Среди водителей существует стойкий миф о том, что в экстремально холодных условиях (минус 20 градусов и ниже) в бензобак нужно заливать бензин с октановым числом ниже рекомендованного. Например, АИ-92 вместо «родного» АИ-95 Что мотивирует? Более низкая температура воспламенения, а значит, надежнее воспламенение в цилиндрах двигателя в сильный мороз.

Тогда хорошо. Вы залили 10 литров АИ-92 вместо рекомендованного АИ-95, когда на улице было холодно до минус 20. А днем ​​морозы упали до минус 10, свойства бензина отличались от расчетных — и клапаны, и цилиндры зазвенели на «внезапную» детонацию! Таким образом, замена двигателя обойдется вам несопоставимо дороже копейки.

Также такую ​​замену можно произвести, если в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля прямо указано, что такая замена топлива с более низким октановым числом, как правило, разрешена.

заправка машины зимой
Мало кто знает, что все крупные компании производят бензин по сезону, поэтому существует зимний и летний состав именно с целью более надежной работы двигателя в разное время года.

Итак, при выборе топлива для зимних поездок необходимо обращать внимание не на октановое число, а на такой показатель, как «давление насыщенных паров» — VVP, измеряемый в килопаскалях (кПа). Чем выше ДНП, тем лучше воспламеняемость воздушно-бензиновой смеси.

Для зимнего бензина степень эластичности смеси должна быть 90-100 кПа вместо 80 кПа.

Обычный «летний» бензин превращается в «зимний» за счет добавления бутана. Если технология смешивания выполнена правильно, на выходе получится легковоспламеняющаяся смесь на морозе.

Но сколько заправочных станций заботятся об этом потребительском беспокойстве? Большой, брендовый — да. Удар по их престижу может обернуться многомиллионными потерями, особенно если после грамотного изучения и разрекламированных СМИ новостей водитель окажется в растерянности из-за бензинового гиганта. С мелкими производителями часто легко получить взятки. Его керосиновую лавку закроют — он возродится с другим именем и другим именем. Любимая свекровь, например. Представьте себе одноименную манипуляцию и смену нынешнего владельца бренда Лукойл»?

Коротко об авиационном бензине

Авиационный бензин используется в качестве топлива для поршневых авиационных двигателей. Не для реактивных самолетов — в качестве топлива используют авиационный керосин.

Особенность авиационного двигателя, в отличие от автомобильного, заключается в том, что в большинстве случаев используется принудительный впрыск топлива в цилиндры двигателя.

Маркировка авиационного бензина, в отличие от автомобильного ИИ, обозначается буквой «В». На данный момент в России вместо ранее выпускавшихся бензинов Б-91-115 и Б-95-139 разработан и запущен в серию универсальный бензин Б-92, в котором нет показателя «марка на богатой смеси». », что позволило при нормальной работе на всех режимах расширить ресурс двигателя и значительно снизить содержание тетраэтилсвинца в бензине.

заправка самолета керасином
Помимо топлива В-92 в России производят авиационный В-70, но его часто используют как растворитель для бензина на производстве и для бытовых нужд.

Свойства бензинов

Как уже упоминалось, бензины очень летучие и легковоспламеняющиеся. Эти характеристики, наряду со стойкостью к детонации, также относятся к основным. По физико-химическим параметрам бензины должны обладать следующими свойствами:

  • смесь должна быть однородной, с правильным соотношением легкой и тяжелой мелочи и добавок;
  • устойчивость к детонации;
  • давление насыщенного пара. Это свойство связано с непостоянством. Чем выше давление насыщенного пара, тем выше его летучесть. Летние бензины имеют более низкое давление пара. Как правило, это свойство обеспечивается добавкой бутана;
  • плотность должна быть в пределах 0,69-0,75 г / см3;
  • умеренная вязкость, чтобы не препятствовать прохождению смеси через форсунки. Вязкость может меняться в зависимости от температуры;
  • волатильность или непостоянство — одно из ключевых свойств. Другими словами, это скорость, с которой бензин переходит из жидкого в газообразное состояние. Испарение зависит от ожидания запуска двигателя при низких температурах и выше;
  • способность выдерживать низкие температуры. Бензин не замерзает до -60 ° C, с добавлением специальных присадок этот параметр можно довести до -71 ° C;
  • горение бензина. Это свойство подразумевает интенсивность взаимодействия углеводородов с кислородом при перемешивании и количество тепла, выделяемого при сгорании.

Как определяют октановое число?

Весь бензин перед розливом в бутылки должен пройти обязательную проверку. Сегодня существует два популярных метода определения октанового числа топлива: исследовательский и моторный. Важно, что перед выходом топлива на массовый рынок проверяется соответствие утвержденному ГОСТу.

Метод исследования. Этот метод определения точного октанового числа является наиболее распространенным. Выполняется на специальном одноцилиндровом станочном агрегате. Само исследование проходит на электронном динамометре. Сначала производятся соответствующие измерения детонации.

Кроме того, полученные данные сравниваются с эталонными значениями детонации двух бензолов: изооктана и н-гептана. Октановое число Принято считать, что изооктан имеет сотню, а октановое число н-гептана равно нулю. Смешивая их в различных пропорциях, получают эталонные значения марок потребительского бензина.

Чтобы упростить понимание этого процесса, вы должны представить, что, например, смешав восемьдесят частей изооктана и двадцать частей н-гептана, вы можете получить обычный бензин-80. После заливки бензина в специальную установку определяется, при какой степени сжатия нормальное воспламенение бензина переходит во взрывоопасное состояние.

Моторный метод. Моторный метод выполняется в том же порядке, что и метод исследования. Единственное отличие состоит в том, что метод поиска октанового числа топлива выполняется при более высокой температуре топливной смеси и высокой скорости установки.

Чтобы правильно выбрать топливо для своего автомобиля, мы рассмотрим каждую из марок более подробно.

Марка топлива Нормаль-80

Этот сорт топлива является самым низким по октановому числу. Входит в группу бензинов, выпускаемых по качеству ГОСТ Р51105-97. Он характеризуется октановым числом по методике исследования двигателя — 76, по методике исследования — показателем 80. Содержит довольно низкий показатель свинца на кубический метр. Как правило, она не должна превышать 1 сотую грамма. Бензин марки Нормал-80 по химическому составу очень близок к АИ-92.

Это топливо может быть этилированным или неэтилированным. Отличительной особенностью является невысокая плотность, обычно в пределах 700-750 грамм на кубический дециметр. Измерения проводятся при температуре не выше 15 градусов Цельсия. Общепринятый цвет бензина должен быть прозрачным и чистым. Запах ярко выраженный, характерный для всех нефтепродуктов. Этот вид низкооктанового топлива используется для спецтехники и грузовых автомобилей.

Марка топлива Регуляр-92 (АИ-92)

на сегодняшний день это самая востребованная марка топлива в России. Этот сорт имеет более высокое октановое число, чем нормальное — 80. Входит в группу бензинов, выпускаемых по качеству ГОСТ Р51105-97. Характеризуется октановым числом по моторному методу исследования — 83, по методу исследования — показателем 92.

Марки бензина

Отличительная особенность — повышенная плотность. Обычно в пределах 725-780 грамм на кубический дециметр. Измерения проводятся при температуре не выше 15 градусов Цельсия. Цвет бензина АИ-92 прозрачный, без примесей и оттенков. Запах ярко выраженный, характерный для всех нефтепродуктов. Содержание смолы не более пяти миллиграммов на сто кубических сантиметров.

Массовая доля серы не превышает пяти сотых процентного пункта. Этот вид низкооктанового топлива используется для спецтехники и грузовых автомобилей. Это топливо больше подходит для старых автомобилей. Кроме того, эта марка топлива используется для заправки мотоблоков, бензопил и кусторезов.

Как производится бензин?

Марка бензина Премиум-95 (АИ-95)

Топливо этой марки содержит октановое число 85 по методике исследования двигателя и 95 соответственно по методу исследования. По содержанию свинца, смол, серы по объему аналогично маркам топлива. Топливо этой марки является топливом высочайшего качества, благодаря низкому содержанию свинца в его составе.

Этот вид топлива используется в большинстве современных автомобилей. Цвет топлива прозрачный, без примесей. Этот вид топлива значительно увеличивает время разгона автомобиля, его технические характеристики. В городских условиях АИ-95 выгоднее для путешествий, он позволит сэкономить до 20% от общего расхода топлива.

Послесловие

Если ненефтяные ресурсы используются в качестве источника для получения топлива, перспективы как для окружающей среды, так и для самого существования топливно-энергетического комплекса не кажутся такими безрадостными, как сейчас.

В качестве альтернативы можно использовать технологии переработки сжиженных газов, растительных масел ряда непищевых сортов, спиртов на основе этанола, но самое главное — водорода, не оставляющего CO и CO2.

Отдельное направление — создание недорогих и компактных аккумуляторов и электродвигателя, работающего в паре с ними.

Пока идет химическое усовершенствование бензинов, ужесточение экологических требований к ним, а, следовательно, рост цен. Это, в сочетании с увеличением мирового населения и доступом все большего числа людей на всех континентах к благам цивилизации, что, несомненно, включает всеобщую автомобилизацию, перспективы отрасли остаются неопределенными.

Маркировка бензина и что обозначают цифры

Согласно ГОСТ 54283-2010 и нормам технических регламентов 2011 года на территории РФ маркировка бензина предусмотрена в виде двух буквенных символов и двух цифр. Также иногда указывается другая цифра. Рассмотрим, как расшифровывается аббревиатура AI и другие символы в бензине на этом примере: АИ-92/4.

  • А — тип: автомобильное топливо.
  • И — способ определения октанового числа: исследование. Если буква «I» отсутствует, использовался машинный метод.
  • 92 — значение октанового числа топлива.
  • 4 — класс экологичности топлива может быть от 2 до 5.

Другие показатели. Октан – это ещё не всё!

С соотношением изооктана и гептана, влияющим на антидетонационные качества бензина, вроде бы все ясно. От чего еще зависит эффективность сгорания топлива под названием «бензин»?

Входящие в его состав углеводородные комплексы имеют разную степень летучести и кипения, и эти показатели напрямую влияют на работу двигателя. Качество бензина зависит только от соотношения фракций, которые я кипячу при разных температурах. Таким образом, различия в составе всех AI и Euro связаны с процентным соотношением легко и трудно варящихся фракций.

Почему такие фракции вводятся в состав бензина? Если не вдаваться в тонкости термодинамики и процентного химического состава топлива, картина такая:

  • Кипячение при низких температурах (от 27 ° С) используется для первичного зажигания при запуске холодного двигателя.
  • Закипание до 100⁰С — для стабильной работы двигателя при движении.
  • Кипение до 200 градусов на заключительном этапе движения и при выключенном двигателе, чтобы он не продолжал работать даже при выключенном зажигании из-за того, что детали двигателя были горячими (калильное зажигание).

К тому же виды бензина тоже разные. Они могут быть свинцовыми и бессвинцовыми. Второй — без добавок этилсвинца. Но главное, пожалуй, разница между видами бензина — авиационный и автомобильный.

Как расшифровывается маркировка?

Вы наверняка обратили внимание, что марка бензина АИ 92 по ГОСТу имеет больше общего с АИ 80, а АИ 95 — с АИ 98. Цифры в маркировке обозначают октановое число или сопротивление детонации топлива. Подробнее об этом ниже.

Теперь вы хотите знать, что обозначают буквы?

Аббревиатура «AI» означает, что октановое число было определено исследовательским методом. Это включает испытание смеси при средних нагрузках двигателя.

Раньше в маркировке встречалась только одна буква «А» (автомобиль). Это означает, что это топливо было испытано двигательным методом с имитацией более жестких условий (высокая нагрузка на двигатель внутреннего сгорания). Результаты для метода двигателя всегда ниже, чем для метода поиска, и разница между ними называется чувствительностью к топливу.

Из чего делают бензин

Схема производства бензина

Топливо производится на нефтеперерабатывающих заводах. Сам производственный процесс очень сложен и делится на несколько циклов.

Сначала сырая нефть поступает на объект по трубопроводам, закачивается в огромные месторождения, а затем складывается. Затем начинается промывка маслом: добавляется вода и пропускается электрический ток. В результате соли оседают на дне и стенках резервуаров.

При последующей перегонке в условиях атмосферного вакуума масло нагревается и разделяется на несколько типов. Есть 2 этапа обработки:

  1. Пустой;
  2. Тепловой.

По завершении процесса первичной обработки начинается каталитический риформинг, во время которого происходит последующая очистка бензина и извлечение 92-й, 95-й и 98-й фракций бензина.

Этот процесс, также называемый переработкой, включает 2 основных этапа:

  1. Крекинг — очистка нефти от примесей серы;
  2. Реформа — наделить вещество октановым числом.

Видео: Как делают бензин из нефти. Просто о сложном

По окончании этих шагов проверяется качество топлива, что занимает несколько часов.

интересно, что отечественные НПЗ (в большинстве своем) получают 240 литров бензина из 1 тонны нефти. Остальное — газ, дизельное топливо, мазут и авиационное топливо.

Методы определения ОЧ топлива

Основной характеристикой топлива является октановое число, определяющее сопротивление детонации горючей смеси. Чем выше этот параметр, тем позже (при более высоком давлении) происходит химическая реакция — воспламенение вещества с выделением энергии и распространение ударной волны. Стандартно используются два углеводорода:

  • Изооктан имеет октановое число, равное единице или 100%. Другими словами, он не воспламеняется самопроизвольно независимо от степени сжатия.
  • N-гептан отличается нулевым октановым числом. В результате он быстро самопроизвольно воспламеняется при малейшем давлении.

Если доля изооктана в топливе составляет 95%, а н-гептан составляет 5%, октановая характеристика этого топлива составляет 95. Октановое число топлива измеряется в обычных единицах и часто указывается в технических документах, таких как OCH. (OCHM, OCHI).

На практике существует две технологии определения RON с использованием одноцилиндрового двухтактного двигателя:

  • Исследовательская работа. Этот метод предполагает моделирование движения автомобиля в крейсерском режиме с нагрузками, не превышающими средние, при частоте вращения коленчатого вала 600 об / мин.
  • Двигатель. С помощью этого метода моделируются максимальные нагрузки со скоростью 900 об / мин.

Основным методом определения октанового числа топлива является метод исследования.

Виды бензина, маркировка и расшифровка

Значение букв АИ в названии топлива

В аббревиатуре AI первая буква обозначает назначение товара «Автомобильный». Буква «I» указывает на то, что октановое число этой марки было определено исследовательским методом (RON). Суть метода заключается в испытании бензина при малых и средних нагрузках, для которых характерны:

  • температура всасываемого воздуха 52 ° С;
  • время розжига — 13°;
  • частота вращения коленчатого вала — 600 об / мин;
  • переменная степень сжатия.

Метод двигателя (MOR) также выполняется с использованием двухтактного двигателя, но моделирует более тяжелые условия, такие как:

  • температура приточного воздуха — 149 ° С;
  • частота вращения коленчатого вала — 900 об / мин.

Этот режим проявляется при движении в гору и любой другой высокой нагрузке на двигатель. AM всегда меньше AI. Эта разница называется чувствительностью к топливу.

В так называемых экспортных бензинах А-80 и А-92 маркировка не содержит буквы «i», но тем не менее содержащееся в них АИ определяется методом поиска.

Для кого создали АИ-98 и АИ-100

Прежде всего, дорогое высокооктановое топливо необходимо для дорогих высокопроизводительных автомобилей. Спорткары премиум-класса рассчитаны на высокие нагрузки, а бензин должен соответствовать заводским требованиям. Например, современные двигатели Mercedes потребляют только АИ-98: использование топлива с более низким октановым числом сделает срок службы и без того недолговечного двигателя еще короче. То же самое и со спортивными автомобилями от Porsche, Lamborghini или Ferrari.

Двигатели культовых Subaru Impreza WRX STI и Nissan GT-R также были специально разработаны для AI-98 и AI-100. Но представители более массовых компаний Volvo и Skoda, напротив, открыто заявили, что высокооктановое топливо не подходит для их автомобилей и скорее навредит, чем принесет пользу. Высокооктановый бензин также требуется для автомобилей с турбиной, как указано производителем на лючке топливного бака.

Маркировка автомобильных бензинов

Маркировка состоит из букв и цифр. Например, АИ-95 или А-90. Буквы обозначают метод определения октанового числа. Он бывает двух видов:

  • мотор (А);
  • исследования (AI).

Октановое число по исследовательскому методу (RON) проверяется на одноцилиндровом агрегате, таком как UIT-85, при частоте вращения коленчатого вала 600 об / мин, переменной степени сжатия и температуре всасываемого воздуха 52 ° C, угле зажигания 13 °. Тест показывает поведение бензина при средних и малых нагрузках.

Октановое число двигателя (RON) также определяется на одноцилиндровом испытательном стенде со скоростью вращения 900 об / мин, температурой всасываемой смеси 147 ° C. Обычно значение RHM меньше RHM, так как учитываются нагрузки, резкие ускорения и т.д.

Согласно ГОСТ Р 54283-2010 маркировка автомобильных бензинов должна состоять из трех групп знаков, разделенных тире.

Пример. АИ-95-4. AI указывает метод исследования для определения октанового числа, 95 — октанового числа, 4 — соответствие стандарту EURO-4, всего классов четыре: 2, 3, 4 и 5.

Согласно ГОСТ 32513-2013, основными марками бензина для двигателей являются:

  • АИ-80;
  • АИ-92 (степень сжатия до 10);
  • АИ-95 (степень сжатия 10,5 — 12,5);
  • АИ-98 (степень сжатия 12 — 14,5);
  • АИ-100, 101, 102 (детонационная стойкость выше, чем у чистого изооктана).

Какой бензин заливать?

Многие ищут ответ на этот вопрос, чтобы ненароком не повредить двигатель. В этом случае все просто — требования к топливу указаны в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля, а также они продублированы на обратной стороне лючка бензобака. Если производитель указал АИ-95 в качестве рекомендованного топлива, его необходимо долить, и вы можете заправлять 92-е только на свой страх и риск. Однако стоит помнить, что октановое число и марка топлива могут быть указаны в инструкции и на этикетке.

Кроме того, в инструкции можно регистрировать разные виды бензина. Например:

  1. АИ-92 — допустимый;
  2. АИ-95 — рекомендуется;
  3. АИ-98 — для повышения производительности.

Как видите, в бак следует заливать только то топливо, которое рекомендовано производителем автомобиля. Однако использование бензина с более высоким октановым числом не приведет к повреждению двигателя. В конце концов, чем выше октановое число, тем медленнее скорость горения и выше эффективность использования топлива, что положительно сказывается на характеристиках двигателя, экономичности и других аспектах. Обычно прирост мощности и КПД достигает 7%. Кроме того, современные автомобили оснащены блоками управления, которые учитывают качество топлива и его октановое число, регулируя настройки.

Это значит, что АИ-95 нужно заливать в бак современного безнаддувного автомобиля на качественной заправке. В крайнем случае разрешен АИ-92. Также можно ориентироваться на степень сжатия — если она меньше 10 единиц, можно ввести АИ-92. Если выше — только 95.

Что касается турбомоторов, то для них рекомендованное топливо — АИ-98 или Экстра АИ-95, но не АИ-92.

Экологические требования к топливу

Природа Земли — это сбалансированная система взаимодействия флоры и фауны как на суше, так и в океане. Его загрязнение приводит к гибели многих живых существ и, следовательно, к обеднению разнообразия генетического наследия планеты. И именно так — в планетарном масштабе — нужно думать, если человечество хочет выжить и сохранить все разнообразие природы. Но!

Продукты сгорания масла, особенно без должной степени очистки по параметрам, недавно принятым международными правилами, в больших количествах являются смертельными для окружающей среды. Однако токсичны не только продукты сгорания, но и само масло, все его производные и антидетонационные присадки. Например, тетраэтилсвинец. Или наличие в бензине углеводородов с двойными связями, что типично в составе бензина вторичной перегонки после каталитического крекинга масла.

пробка
Однако экологические требования к топливу из года в год ужесточаются, что, по крайней мере, служит гарантией чистой окружающей среды. Налоги на содержание и покупку автомобилей со старыми экологическими нормами, которые бьют по карману потребителя, также помогают сберечь природу.

Особо стоит остановиться на бензинах еврокласса с маркировкой 3, 4, 5 и 6. Это бензины особой экологической чистоты, при сжигании выделяют на 10-12% меньше окиси углерода и углекислого газа, содержание бензола снижается на единицу и от половины до двух раз (там не более 1,00%), сера — не более 1,00 ppm, ароматические углеводороды — соответственно 42, 35, 35 и 24%, присутствие моющих средств обязательно, выбросы оксидов азота снижены на 5,0 для Euro3,3 , 2 — для евро 4, 2,0 — для евро 5 и 0,46 — для евро 6.

Не остается в стороне от мирового тренда и Россия — компания «Лукойл» производила бензин ЭКТО100. Топливо прошло экзамен швейцарской компании Intertek и получило высокие оценки за класс экологичности. По отзывам потребителей, если на крышке бензобака указано, что топливо должно быть не ниже АИ95 и мы ездили на АИ98, то свойства бензина ЭКТО100 таковы, что заправка им только улучшала характеристики двигателя.

Говорят, что на более дорогом бензине машина едет лучше…

Не совсем. В первые несколько километров после заправки действительно можно почувствовать, что машина ехала быстрее, двигатель стал работать тише, а трава вокруг стала более зеленой. Но в большинстве случаев особой разницы не будет, особенно если речь идет об обычном атмосферном двигателе. Но тут срабатывает эффект плацебо и желание хоть как-то оправдать дороговизну горючего.

Для автомобилей с большим рабочим объемом (от трех литров) имеет смысл заливать бензин с более высоким октановым числом ради экономии топлива, но это будет заметно только на больших расстояниях и только при условии тихой езды на низких оборотах. Например, если вам нужно ехать на большом внедорожнике по шоссе в соседний город, и вы не собираетесь ехать всю дорогу, вы можете залить топливо с более высоким октановым числом, так как это действительно поможет вам ездить больше миль на танке.

Как выглядит бензин?

Бензин — это газ или жидкость? В нормальном состоянии это жидкость с характерным запахом. Для удобства различения еще с советских времен при производстве топлива принято добавлять специальные красители. Цветовая гамма видов бензина выглядит так:

  • АИ-66 был зеленого цвета;
  • АИ-72 отличался розовым оттенком;
  • АИ-76 был выполнен в темно-желтом цвете;
  • АИ-80 доставлен на желтую заправку;
  • АИ-90 и АИ-95 отличаются красно-оранжевым оттенком;
  • АИ-98 производится с добавлением синего красителя.

Получение и виды

Бензин и другие углеводороды (дизельное топливо, керосин и т.д.) получают путем перегонки нефти. Есть несколько способов получить фракции из масла:

  • прямая перегонка (ректификация);
  • растрескивание;
  • реформа.

Прямая перегонка

Прямая перегонка заключается в отборе различных фракций путем нагревания в определенных температурных диапазонах. Пары бензина собираются в верхней части колонны, затем конденсируются и охлаждаются с образованием жидкого бензина. Ниже колонны получают фракции нафты, керосина, газойля и мазут с наименьшим остатком.

фото 2
Перегонка масла

До 100 ° С получают I сорт, до 110 ° С — специальный сорт, до 130 ° С — сорт II. Но полученный таким образом бензин имеет низкое октановое число, как правило, не выше 65-70. На его долю приходится всего 5-15% от объема нефти.

В результате прямой перегонки газойль получается также в виде смеси газойля и керосина. Он отличается от бензина строгим фракционным составом и применяется в двигателях с воспламенением от сжатия, то есть в дизельных двигателях. Способность воспламеняться под давлением и температурой — главное свойство дизельного топлива. Для его характеристики используется не октановое число, а цетановое число.

Крекинг

Название этого метода происходит от английского глагола «to crack» — «раскалывать», «взламывать». Способ позволяет увеличить процентное содержание бензиновых фракций до 50-60%. Он основан на разрушающих методах, то есть фракции с высокой молекулярной массой разбиваются на фракции с низкой молекулярной массой. Различные группы углеводородов, такие как парафиновые, нафтеновые или ароматические, разлагаются с разной скоростью.

фото 3
Трещины

В свою очередь, процесс крекинга может протекать двумя путями: расщепление под действием высокой температуры и расщепление в присутствии катализаторов (алюмосиликатов). Термическое растрескивание происходит под давлением и при температуре 470-500 ° C. Каталитический крекинг более развит. Катализатор превращает некоторые ненасыщенные углеводороды в насыщенные, тем самым улучшая качество. Конечно, эти процессы технологически сложнее. Но даже при более продвинутом каталитическом крекинге октановое число не выше 75-80.

Риформинг

Риформинг — это тип крекинга, при котором в качестве сырья используются низкооктановая нафта или бензин. Таким образом, октановое число увеличивается после прямой перегонки масла или после термического или каталитического крекинга. Получаются бензины с октановым числом 95-98, а при добавлении этиловой жидкости (спиртов) они достигают 100 и более. Это также сложный технологический процесс нескольких типов.

Что будет, если залить «сотый» бензин в «шестерку»

Короче ничего хорошего. Старые советские двигатели лучше всего проектировались для бензина с октановым числом 80, а часто и ниже. Высокооктановое топливо просто не успеет закончиться за отведенное время, что приведет к повреждению клапанов и всей выхлопной системы. Плюс большая часть топлива буквально полетит в трубу — все, что не успевает сгореть, уйдет через выхлопную систему.

заправить машину

Оцените статью
Блог про топливо