- Состав дизельного топлива
- Температура горения солярки
- Сера
- Биодизель
- На что влияет состав дизельного топлива
- Добавки (присадки)
- Давление насыщенного пара
- Принцип работы дизельного двигателя
- Четырехтактные дизельные двигатели
- Технология производства дизельного топлива
- Разница стоимости марок дизтоплива
- Стандарты экологичности
- Евро 3
- Евро 4
- Евро 5
- Евро 6
- Какие виды дизельного топлива существуют
- Основные характеристики дизельного топлива
- Цетановое число
- Плотность
- Кинематическая вязкость
- Температура вспышки в закрытом тигле
- Массовая доля серы
- Зольность
- Кислотность
- Предельная температура фильтруемости
- ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА (ГОСТ 305–82)
- Цетановое число, качество воспламенения
- Насколько опасно дизельное топливо
- Область кипения дизельного топлива
- Температура вспышки дизельного топлива
- Поведение дизельного топлива при низких температурах, фильтруемость
- При каком давлении воспламеняется дизельное топливо?
- Плотность дизельного топлива
Состав дизельного топлива
Если рассматривать, из чего делается дизельное топливо, то однозначно можно сказать: из масла. Продукт содержит смесь углеводородов:
- Парафин — до 10-40%. Алканы и нефтяные парафины с 18-35 атомами водорода и углерода.
- Нафтеновая — 20-60%. Циклоалканы — это насыщенные циклические углеводороды, в основном циклогексан и циклопентан.
- Ароматические — 15-30%. Арены — это органические циклические соединения с ароматической системой — бензольным кольцом: 6 углеродно-водородных групп в углах молекулярного шестиугольника. Эти углеводороды содержатся во многих конечных продуктах переработки нефти.
Кроме того, дизельное топливо может содержать смолы, соединения серы, воду, механические примеси, а также красители (кроме зеленого и синего) и маркировочные вещества. Допускается добавление присадок, но не содержащих металлов (не относится к антистатикам). Конкретный химический состав зависит от ряда факторов:
- места добычи нефти;
- температура перегонки;
- добавлены добавки, изменяющие его характеристики и состав.
Температура горения солярки
Стандартная температура горения дизельного топлива до 1100С, что много по сравнению с большинством аналогов. На основании этих данных производители ДВС рассчитывают в каждом конкретном случае оптимальное соотношение с воздухом, позволяющее добиться максимальной эффективности от работы при минимальном расходе топлива.
В процессе сжигания 1 кг топлива выделяется в среднем 42,7 МДж энергии, что во много раз больше, чем у бензина. Такой подход обеспечивает повышение эффективности двигателя и снижает расход топлива, необходимый для вождения.
Сера
Дизельное топливо содержит серу в виде химических соединений в зависимости от качества масла и компонентов, используемых в смеси. В частности, компоненты, участвующие в крекинге, имеют высокое содержание серы, но его можно уменьшить, введя в процесс водород. Поскольку сера превращается в диоксид серы при сгорании в двигателе (это соединение очень негативно влияет на окружающую среду из-за его кислотной реакции), допустимый предел содержания серы ограничен. В последние годы он постепенно снижается и, согласно нормативам, не должен превышать 0,2% по весу. Кроме того, сера увеличивает массу частиц в выхлопных газах и снижает эффективность каталитических нейтрализаторов, когда они используются для уменьшения выбросов серы.
Биодизель
Особого внимания заслуживает этот вид дизельного топлива. Это инновационная разработка европейских инженеров. Технология производства органического дизельного топлива предполагает использование и переработку растительных масел. Основное отличие биодизеля от обычного дизельного топлива — экологичность. Полное разложение продуктов его сгорания без вредных последствий в естественной среде происходит в течение 30 дней после попадания в почву, воду или атмосферу.
Получите биодизель
В борьбе за окружающую среду правительства промышленно развитых стран и международные организации, специально созданные по этому вопросу, теперь вынуждены действовать. На данный момент введены новые стандарты производства и использования биотоплива.
Биодизельное топливо в основном предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания легких транспортных средств, следовательно, в грузовых автомобилях и в промышленности. На его основе обычно выпускают летние марки качественного дизельного топлива. Цетановое число биодизеля составляет 58 единиц, а температура воспламенения составляет 100 ° C, он обладает отличными смазывающими свойствами и сниженным процентом выбросов CO2 в атмосферу. За счет сочетания таких характеристик разработчики продукта предоставили возможность автомобилистам и предприятиям не только значительно увеличить ресурсы ДВС и снизить затраты на обслуживание, ремонт, но и значительно снизить риски взрывов и пожаров.
Особенностью органического дизельного топлива является наличие в массе растительных и животных жиров. Структура биотоплива естественная, а сам продукт является результатом обработки сельскохозяйственных культур, таких как рапс, соя и другие виды овощей, содержащие масло, животный жир. Отличительные особенности этого типа дизельного топлива в том, что его можно использовать в качестве добавки к традиционным видам топлива.
Биодизель имеет специальные обозначения. Например, в Соединенных Штатах Америки биотопливо включает в себя букву «B» в названии, за которой следует числовое значение, указывающее процентную долю биотоплива в общей массе топлива. Цетановое число не менее 50 единиц.
Биодизель производится по технологии, аналогичной производству дизельного топлива из нефти. Сегодня есть марки биодизеля не только для лета, но и для межсезонья и зимних условий в умеренных широтах.
Летний биодизель используется только при положительных температурах, промежуточные градусы — до -10 ° ниже нуля, зимний биодизель — до минус 15-20 ° С. Морозостойкость зимних градусов достигается за счет применения специальных присадок, изначально разработанных для улучшить свойства дизельного топлива.
На что влияет состав дизельного топлива
Содержание углеводородов и других веществ влияет на свойства и характеристики использования дизельного топлива:
- Устойчив к низким температурам. Максимальные показатели относятся к зимнему и арктическому дизельному топливу. Для этого в состав добавляют тяжелые углеводороды.
- Износ двигателя. Это происходит быстрее, если в составе больше нафтеновых углеводородов, смол и других примесей.
- Испарение. Чем больше смолистых примесей, тем хуже испаряется дизельное топливо и тем труднее его воспламенить.
- Вязкость. Определяет возможность использования дизельного топлива при отрицательных температурах. Чем больше парафиновых углеводородов, тем быстрее кристаллизуется (застывает) топливо: летом — при -10 ° C, а загустевает уже при -5 ° C. Для понижения температуры застывания дизельное топливо подвергают депарафинизации — очистке от парафинов. Чем их меньше, тем сильнее холода выдерживает нефтепродукт.
- Цетановое число. Определяет степень воспламеняемости топлива в цилиндре. Чем больше количество парафинов, тем выше цетановое число и выше индекс воспламеняемости.
Добавки (присадки)
Улучшение качества за счет добавления присадок, которое было обычной практикой для бензина на протяжении многих лет, в последнее время стало популярным для дизельного топлива (Super и Premiom diesel). В основном используются такие добавки, которые обладают множественным действием:
- добавки для улучшения воспламенения увеличивают цетановое число и отвечают, в частности, за «более мягкое» горение;
- моющие средства (очистители) используются для предотвращения закоксовывания форсунок;
- ингибиторы коррозии (замедлители схватывания) необходимы для предотвращения коррозии металлических деталей (в случае попадания воды в топливную систему);
- противовспенивающие присадки используются для облегчения заполнения топливного бака.
Общая концентрация присадок обычно не превышает 0,1%, поэтому физические характеристики топлива, такие как плотность, вязкость и кривая кипения, не меняются.
Давление насыщенного пара
Давление насыщенного пара газойля — это равновесное количество пара вещества над жидкостью при заданных объемах двух фаз и при заданной температуре. Измеряется в Па или мм рт. Искусство на специальном устройстве.
Поскольку дизельное топливо состоит из другого набора химических соединений, давление насыщенных паров зависит не только от марки продукта, но и от сорта масла. Для дизельного топлива его значения колеблются от 800 до 1333 Па или от 6 до 10 мм рт. Ст., Для бензина — от 48000 до 93000 Па или от 370 до 720 мм рт. Искусство.
Плотность насыщенных паров топлива и состав фракций, в свою очередь, определяют летучесть материала, то есть способность переходить из жидкого в газообразное состояние, что определяет качество запуска и работы двигателя.
Чем ниже температура кипения фракции, тем выше давление насыщенных паров дизельного топлива. Чем легче фракции, тем легче запустить двигатель.
Принцип работы дизельного двигателя
В дизельном двигателе воздух сначала подается в цилиндр и сжимается без подачи топлива. Высокая степень сжатия (от 14: 1 до 24: 1) вызывает повышение температуры (800-900 градусов — температура самовоспламенения солярки). После нагрева воздуха топливо впрыскивается в камеру через форсунки под давлением от 10 до 220 МПа в зависимости от типа двигателя и объема камеры. При высоких температурах воздуха впрыскиваемое топливо мгновенно воспламеняется.
Воспламенение дизельного топлива в цилиндре дизельного двигателя — это одновременное возникновение горячих точек в определенном объеме смеси, попавшей в камеру сгорания. Центрами возникновения очагов пламени являются зоны смешения паров воздуха и паров топлива.
Тяжелая работа двигателя вызвана быстрым (детонирующим) сгоранием топлива. Объем быстро сгорающего дизельного топлива и скорость нарастания давления зависят от длительности периода задержки воспламенения. Чем ниже цетановое число, тем дольше период задержки воспламенения.
Четырехтактные дизельные двигатели
Принцип работы четырехтактного двигателя состоит из нескольких циклов:
- Первый цикл — это подача воздуха в цилиндр через впускной клапан.
- Второй цикл — сжатие набранного объема воздуха в 18 — 22 раза. В конце хода давление под поршнем, достигающее верхней мертвой точки, составляет 40 кг / см2. В этом случае температура повышается до 500 градусов и выше.
- Третий цикл — дизельное топливо впрыскивается в камеру через форсунки под давлением, которое самовоспламеняется, так как температура сжатого воздуха является предельной.
- При сгорании дизельное топливо расширяется и давление в камере увеличивается. Под давлением поршень перемещается в нижнюю мертвую точку и поворачивает коленчатый вал (через шатун). Во время рабочего хода давление в цилиндре составляет 100 кгсм2.
- Четвертый цикл — это выпуск выхлопных газов, которые освобождают цилиндр.
Цетановое число напрямую влияет на плавную и безотказную работу дизельного двигателя. На сегодняшний день стандартами установлен максимальный размер цетанового числа — 51, не менее.
ExpressDiesel — реселлер крупнейших НПЗ в северо-западном регионе России. У нас Вы всегда можете купить качественное сертифицированное дизельное топливо по лучшим ценам в регионе.
Технология производства дизельного топлива
Дизельное топливо представляет собой вязкую жидкость, цвет которой зависит от количества смол в составе. Оттенок может варьироваться от желтого до светло-коричневого. Топливо получают путем перегонки масла. Сырье нагревают до необходимой температуры и уваривают некоторые фракции, не только дизельные.
Дизельное топливо состоит в основном из газойлевой и керосиновой фракций. Для них характерны высокие температуры кипения — 180-360 ° С. Для каждой марки дизельного топлива устанавливаются значения температуры кипения:
- 50% перегоняется при температуре не выше 280 ° С для летних, межсезонных и зимних марок, не выше 255 ° С — для арктических;
- 95% по объему перегоняется при температуре не выше 360 ° C для всех марок дизельного топлива.
Указанные температуры характеризуют фракционный состав дизельного топлива, установленный п. 5.2 ГОСТ 305-2013. Фракции определяют в соответствии с ГОСТ ISO 3405-2013. Температура перегонки не может быть ниже 200 ° C и выше 360 ° C. Важно знать фракционный состав, так как он помогает определить, насколько хорошо будет гореть топливо, какова будет токсичность выхлопных газов и степень дыма.
Завод по производству дизельного топлива
Если говорить о том, как получается дизельное топливо, можно выделить следующие основные этапы:
- В ректификационных колоннах масло разделяется на несколько фракций: бензин, керосин, дизельное топливо и мазут. Колонны — это устройства для разделения жидких смесей, компоненты которых кипятят при разных температурах.
- Дизельную фракцию рециркулируют для получения желаемого химического состава и углеводородной структуры. С помощью каталитического (высокотемпературного) или гидрокрекинга топливо очищается от избытка серы.
- Фракции первой очереди совмещены с прошедшими гидроочистку, что позволяет соответствовать требованиям ГОСТ. В высококлассное дизельное топливо также вводятся депрессивные и противодымные присадки.
Как работают ректификационные колонны
Здесь нужно сказать, что такое гидродизельное топливо. Это гомогенизированная (гомогенная) водно-топливная эмульсия (WFE), использование которой помогает снизить выбросы вредных веществ NO и CO и повысить эффективность сгорания топлива.
Разница стоимости марок дизтоплива
Арктическое дизельное топливо по сравнению с летним дизельным топливом стоит на 20% больше и на 30% дороже зимнего дизельного топлива. Летнее топливо нельзя использовать при температуре ниже допустимой. Состав дизельного топлива мгновенно густеет и парафинится, топливный насос ДВС просто не будет работать, а иногда может просто выйти из строя, после чего потребуется дорогостоящий ремонт. Тем не менее, DTZ, DTA можно использовать непродолжительное время летом, если на данный момент нет возможности использовать летнее топливо. При положительных температурах зимние марки ДТ негативно влияют на двигатель — появляется детонация, снижается мощность, повышается токсичность выхлопных газов.
Различия в стоимости различных типов дизельного топлива также объясняются затратами на их производство, наличием пакетов присадок и присадок для двигателей, необходимых для улучшения характеристик дизеля по сезонам. Каждая конкретная присадка может повышать цетановое число, понижать температуру застывания, умеренную токсичность и увеличивать смазочные свойства и срок службы элементов топливного насоса и ДВС в целом.
Стандарты экологичности
Евро 3
Несмотря на инновационность разработки, этот дизельный стандарт уже устарел, он был актуален в странах Евросоюза до 2006 года. С тех пор третий стандарт постепенно снимали с производства. Международные организации ввели и утвердили новые требования, из-за которых стандарт Евро 3 больше не соответствует улучшенным стандартам.
Евро 4
Этот стандарт постепенно заменил Евро 3 с 2005 года. Все автомобили, ввозимые на территорию России с 2013 года, должны соответствовать этому стандарту, за исключением автомобилей, выпущенных до 2012 года, для которых требования стандарта Евро 3 все еще могут запрещать эксплуатация автомобилей с двигателями экологических норм ниже Евро 4.
Евро 5
Этот стандарт введен с 2009 года. Он является обязательным для всех транспортных средств, производимых мировой промышленностью с 2010 года. Этот стандарт также был внедрен в Российской Федерации как в отечественной автомобильной промышленности, так и в отношении автомобилей, импортируемых из-за границы.
Евро 6
Осенью 2015 года в странах ЕС был введен новый стандарт Euro 6. Он включает в себя капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания с новой системой рециркуляции выхлопных газов EGR, системой отбора газа SCR и сажевыми фильтрами. Использование дополнительных катализаторов и химических добавок в модернизированных двигателях позволяет более эффективно нейтрализовать вредные выбросы; в канализации присутствует только вода и безвредные газы.
В Российской Федерации этот стандарт до сих пор не действует в связи с необходимостью реструктуризации производства автомобильной промышленности и нефтеперерабатывающих заводов. Однако сейчас действуют стандарты Евро-5.
Содержание вредных веществ в экологических классах
Какие виды дизельного топлива существуют
Дизельное топливо классифицируется в зависимости от сезона, в котором его рекомендуется использовать. Отличие заключается в максимальной температуре, до которой использование нефтепродукта не приводит к засорению системы подачи кристаллизацией. Если говорить о том, какие марки дизельного топлива производит наша промышленность, это будут:
- Летний дизель (L). Предназначен для использования при температуре от -5 ° C и выше.
- Вне сезона (E). Применяется при температуре окружающей среды от -15 ° C и выше.
- Зима (B). Рекомендуется использовать при температурах от -25 ° C до -35 ° C (в зависимости от фактической температуры фильтруемости, которая будет рассмотрена ниже).
- Арктика (А). Применяется при температуре от -45 ° C и выше, оптимальной для использования в холодном климате.
Зимнее дизельное топливо можно получить, добавив в летнее дизельное топливо специальных депрессорных присадок, снижающих температуру застывания и незначительно влияющих на максимальную температуру фильтруемости. Самый дорогой способ получить арктическое топливо — это депарафинизация летнего топлива, то есть удаление парафинов, вызывающих кристаллизацию при низких температурах окружающей среды.
Какие виды дизельного топлива экологически чистые:
- Евро 3. Устаревший стандарт на дизельное топливо, действующий до 2006 года. Сегодня он исключен из производства, так как не соответствует новым требованиям.
- Евро 4. Все автомобили, ввозимые в Россию с 2013 года, должны соответствовать как минимум Евро 4. Но нужно учитывать, что в ближайшее время мировое сообщество также намерено отказаться от этого стандарта.
- Евро 5. Действует с 2009 года и считается обязательным для всех дизельных автомобилей, производимых мировой промышленностью с 2010 года. В России этот стандарт применяется как к импортным автомобилям, так и к отечественной автомобильной промышленности.
- Евро 6. Новый стандарт, введенный в Европе с 2015 года. В соответствии с ним созданы новая схема рециркуляции выхлопных газов (EGR), система отбора газов SCR и сажевые фильтры. В результате в выхлопе содержатся только безвредные вода и газы. На территории России стандарт еще не действует.
Кроме того, дизельное топливо классифицируется по экологическим классам по содержанию серы:
- К2 — не более 500 мг / кг;
- К3 — не более 350 мг / кг (тип I);
- К4 — не более 50 мг / кг (тип II);
- К5 — менее 10 мг / кг (тип III).
Основные характеристики дизельного топлива
Теперь ответим на вопрос, в чем характеристика дизельного топлива. Основные параметры топлива:
- цетановое число;
- плотность;
- вязкость;
- точка возгорания;
- массовая доля серы;
- зольность;
- кислотность;
- содержание воды;
- предельная температура фильтруемости.
Цетановое число
Если для бензина основной характеристикой является октановое число, то для дизеля — цетановое число. В бензиновом двигателе воспламенение происходит от искры, а в дизельном — от сжатия. Оба числа отражают скорость воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя. Проще говоря, это время задержки между поступлением смеси в цилиндры и воспламенением от сжатия.
Цетановое число колеблется в пределах 40-55, оптимальное значение — 48-51, а минимальное, рекомендованное в соответствии с п. 5.2 ГОСТ 305-2013 для всех марок, — 45. Если значение меньше 40, топливо считается годным быть некачественного. В этом случае двигатель будет работать нестабильно, что проявится в падении мощности и детонации. Повышение цетанового числа — тоже не норма. На уровне выше 60 воздушно-топливная смесь просто не успевает сгореть в цилиндрах, что приводит к увеличению расхода и увеличению выхлопных газов.
В Европе цетановое число должно быть не менее 54-56, а в России нормы менее жесткие, разрешают использование топлива с числом 45 (для зимнего дизеля). Методика испытаний для определения показателя должна соответствовать требованиям ГОСТ 32508-2013.
Как цетановое число определяет степень воспламеняемости
Плотность
Плотномер определяет количество топлива в генераторе. При достаточной плотности топливо способствует большему выделению тепловой энергии. Стандартные значения для дизельного топлива при 15 ° C не превышают:
- 863,4 кг / м3 — для дизельного топлива летнего и межсезонья;
- 843,4 кг / м3 — на зиму;
- 833,5 кг / м3 — для Арктики.
Кинематическая вязкость
Под вязкостью понимается способность топлива сопротивляться перемещению одного слоя относительно другого. Технические данные обычно указывают кинематическую вязкость. Это зависит от того, насколько эффективным будет распыление топлива. Если вязкость превышает установленную скорость, топливо будет распыляться плохо. В результате повышается риск преждевременного износа и повышенного истирания деталей.
Значения вязкости при 20 ° С для различных видов дизельного топлива по ГОСТ 305-2013:
- 3-6 мм2 / с — для лета и низкого сезона;
- 1,8-5 мм2 / с — на зиму;
- 1,5-4 мм2 / с — для арк.
Температура вспышки в закрытом тигле
Безопасное использование дизельного топлива определяется температурой вспышки. В соответствии с ГОСТ 305-2013 он ограничен следующими значениями:
- Для дизельных двигателей общего назначения — 40 ° C для всех видов дизельного топлива.
- Для дизельных, судовых и газотурбинных двигателей — 62 ° C для летнего и межсезонного дизельного топлива, 40 ° C для зимы, 35 ° C для арктики.
Массовая доля серы
В настоящее время строго нормировано содержание серы в различных типах нефтепродуктов. Это связано с усилением борьбы за окружающую среду. Сера вредна для окружающей среды, а также приводит к образованию коррозии, повышенному нагару и износу внутренних элементов двигателя и топливной системы.
Массовая доля соединений серы ограничена 2000 мг / кг. Но при производстве дизельного топлива необходимо учитывать, что при слишком низком уровне серы топливо теряет свои смазывающие свойства. В этом случае в топливную композицию необходимо добавлять специальные смазочные присадки.
Зольность
При сжигании топлива образуется зола, содержащая минералы. Попадая в точки между трущимися деталями, он вызывает повышенный износ. Кварц представляет особую опасность, приводя к абразивному износу прецизионных элементов топливного насоса и форсунок. По этой причине содержание золы также ограничено. Для дизельного топлива не более 0,01%.
Кислотность
Согласно ГОСТ 305-2013 кислотность КОН на 100 см3 не более 5 мг. Это важно, потому что кислоты могут вызывать коррозию деталей двигателя и топливной системы. Подобный процесс вызывают минеральные кислоты и щелочи, используемые при производстве дизельного топлива. Их невозможно удалить полностью, поэтому количество таких веществ ограничено.
Предельная температура фильтруемости
Предельная температура фильтруемости определяется по ГОСТ 22254-92 и ГОСТ EN 116-2013. По ГОСТ 305-2013 показатель составляет:
- не выше -5 ° С — для летнего бренда;
- не выше -15 ° С — в низкий сезон;
- не выше -25 ° С (по ГОСТ 22254-92) и -35 ° С (по ГОСТ EN 116-2013) — для зимы;
- не выше -45 ° С — для Арктики.
Как определяется предельная температура фильтруемости
Для регионов с умеренным климатом установлена классификация дизельного топлива по степеням с разными предельными температурами фильтруемости:
- А (+ 5 ° С),
- В (0 ° С),
- С (-5 ° С),
- D (-10 ° С),
- E (-15 ° C),
- F (-20 ° C).
Итак, о дизельном топливе F и о том, что это такое, можно сказать, что это топливо с максимальной температурой фильтруемости -20 ° C. Летние марки включают A, B, C, D и марки межсезонья E и F.
Для зон с холодным климатом топливо делится на другие классы, различающиеся температурой помутнения и максимальной температурой фильтруемости. Классы 0-3 относятся к зимним сортам, 4 — к арктическим.
Индикатор / Класс | 0 | один | 2 | 3 | 4 |
Предельная температура фильтруемости, ° С, не выше | -ветры | -26 | -32 | -38 | -44 |
Температура помутнения, ° С, не выше | -10 | -шестнадцать | -22 | -28 | -34 |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА (ГОСТ 305–82)
Индикаторы | Стандарт торговой марки | ||
L | Z | А | |
Цетановое число, не ниже | 45 | 45 | 45 |
Фракционный состав: | |||
50% перегоняется при температуре, ° С, не выше | 280 | 280 | 255 |
90% перегоняется при температуре (окончание перегонки), ° С, не выше | 360 | 340 | 330 |
Кинематическая вязкость при 20 ° С, мм2 / с | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 |
Температура застывания, ° С, не выше, для климатической зоны: | |||
умеренный | -10 | -35 | — |
> холодно> | — | -45 | -55 |
Температура помутнения, ° С, не выше, для климатической зоны: | |||
умеренный | -5 | -25 | — |
холодно | — | -35 | — |
Температура вспышки в закрытом тигле, ° С, не ниже: | |||
для судовых дизельных и дизельных двигателей и газовых турбин | 62 | 40 | 35 год |
для дизельных двигателей общего назначения | 40 | 35 год | тридцать |
Массовая доля серы в топливе,%, не более: | |||
тип I | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
> тип II> | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
Массовая доля меркаптановой серы,%, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Фактическое содержание смолы, мг / 100 см3 топлива, не более | 40 | тридцать | тридцать |
Кислотность, мг КОН / 100 см3 топлива, не более | 5 | 5 | 5 |
Йодное число, г I2 / 100 г топлива, не более | 6 | 6 | 6 |
Зольность,%, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
Емкость коксовой печи по остатку 10%,%, не более | 0,20 | 0,30 | 0,30 |
Коэффициент фильтрации, не более | 3 | 3 | 3 |
Плотность при 20 °, кг / м3, не более | 860 | 840 | 830 |
Примечание. Для топлива марок L, Z, A: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — нет, проба на медной пластине — стойкость. |
Топливо дизельное экспортное (ТУ 38.401-58-110-94) — продукт для экспортных поставок, с содержанием серы 0,2%. Согласно требованиям по содержанию серы дизельное топливо на экспорт получают гидроочисткой фракций прямогонного дизеля. Для оценки его качества по желанию покупателей определяется дизельный индекс (а не цетановое число, как это принято ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости выраженным методом прозрачность топлива устанавливается при температуре 10 ° C.
Цетановое число, качество воспламенения
Поскольку дизельный двигатель работает без внешнего зажигания, после впрыска дизельного топлива в горячий сжатый воздух в камере сгорания он должен самовоспламеняться с минимально возможной задержкой (период задержки зажигания).
Качество воспламенения определяется как свойство топлива, которое вызывает его самовоспламенение в дизельном двигателе. Качество воспламенения выражается так называемым цетановым числом (ЦЧ). Чем выше цетановое число, тем легче воспламенить топливо.
Цетановый углеводород имеет очень хорошие характеристики воспламеняемости, что соответствует цетановому числу 100, тогда как метилнафталиновый углеводород, который имеет очень низкую воспламеняемость, имеет цетановое число 0, DIN 51601 для дизельного топлива определяет минимальное цетановое число 45 единиц.
Однако для оптимальной работы современных дизельных двигателей (бесшумная работа, снижение вредных выбросов) предпочтительно использовать топливо с цетановым числом выше примерно 50. Высококачественное дизельное топливо содержит большое количество парафинов с высоким цетановым числом номер. И наоборот, различные типы ароматических углеводородов, содержащиеся в соединениях крекинга, ухудшают качество воспламенения.
Насколько опасно дизельное топливо
Не менее важен вопрос, к какому классу опасности относится дизельное топливо. В соответствии с п.7.1 ГОСТ 305-2013 дизельное топливо является малоопасной и малотоксичной жидкостью. По степени воздействия на организм человека согласно ГОСТ 12.1.007 относится к 4 классу опасности. В Списке УНН дизель имеет номер 1202. Транспортировка должна осуществляться в соответствии с правилами перевозки опасных грузов (ADR).
Область кипения дизельного топлива
Значение диапазона кипения влияет на параметры, которые важны для рабочих характеристик дизельного топлива. Хотя расширение этого роста в сторону низких температур приведет к тому, что топливо будет пригодно для работы при низких температурах, но цетановое число при этом снизится и это ухудшит, в частности, смазочные свойства. Такое ухудшение смазывающих свойств увеличивает риск износа деталей системы впрыска. Если, с другой стороны, конечная точка кипения увеличивается, что желательно для полного использования масла, то это может привести к увеличению выбросов серы и кокса из форсунок (отложение продуктов сгорания).
Температура вспышки дизельного топлива
Точка вспышки — это температура, при которой легковоспламеняющаяся жидкость поставляет достаточно пара в окружающий воздух, чтобы смесь воздуха и пара над поверхностью жидкости могла воспламениться от источника воспламенения. Из соображений безопасности (транспортировка, хранение) дизельное топливо должно иметь класс безопасности AIII, то есть иметь температуру вспышки выше 55 ° C. Например, содержание бензина в дизельном топливе менее 3% может снизить температуру вспышки до уровня, при котором возможно воспламенение при комнатной температуре.
Температура вспышки дизельного топлива может варьироваться от 52 ° C до 96 ° C, в зависимости от типа двигателя, для которого оно используется, и условий его эксплуатации. Поскольку дизельное топливо используется в двигателях с высокой степенью сжатия, дизельное топливо должно иметь высокую температуру воспламенения и низкую температуру самовоспламенения.
Поведение дизельного топлива при низких температурах, фильтруемость
При низких температурах отложения кристаллов парафина могут засорить топливный фильтр и тем самым перекрыть подачу топлива. Инициирование отложения парафина в худшем случае может начаться при температуре около 0 ° C. Чтобы этого не произошло, необходимо заранее позаботиться о зимней солярке, когда наступят холода.
Обычно текучие добавки добавляют в процессе производства дизельного топлива. Они не предотвращают отложение парафина, но значительно ограничивают рост их кристаллов. Образовавшиеся кристаллы будут настолько маленькими, что смогут пройти через поры топливного фильтра. В результате фильтруемость топлива может сохраняться даже при низких температурах. Морозостойкость можно дополнительно улучшить с помощью добавок, предотвращающих осаждение кристаллов парафина. Широко распространенный сегодня зимний дизель гарантирует морозостойкость (по российским стандартам до -30 ° C, арктического топлива до -50 ° C). Дополнительные меры включают подогрев топливного фильтра или добавление керосина в дизельное топливо. Смешивание с низкооктановым бензином также может предотвратить отложение парафина, но в этом случае ухудшается качество воспламенения и значительно снижается температура вспышки (бензин имеет очень низкое цетановое число).
При каком давлении воспламеняется дизельное топливо?
Воздух, поступающий в цилиндр дизельного двигателя, сильно сжат, поэтому температура в камере начинает превышать температуру воспламенения. При каком давлении воспламеняется дизельное топливо?
Прежде чем поршень достигнет мертвой точки, в камеру впрыскивается дизельное топливо, которое мгновенно воспламеняется под давлением. Если объем впрыскиваемого топлива велик для определенного объема камеры сгорания, в цилиндре образуется ударная волна, вызывающая детонацию.
Плотность дизельного топлива
Теплотворная способность дизельного топлива во многом зависит от его плотности и увеличивается с увеличением плотности. В результате, если топливо с очень разной плотностью используется на топливном насосе высокого давления (ТНД) с таким же ei и установкой, то в этом случае объемное дозирование, создаваемое насосом, является постоянным — происходит изменение смеси с образованием из-за колебаний теплотворной способности, что, в свою очередь, приведет к увеличению выбросов серы для большей плотности.